Все решим с доктором

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Я ничего не понимаю в телевизионных рейтингах, но, говорят, сегодня стремительно растет рейтинг передачи «Все решим с доктором Курпатовым!» — психоаналитиком с ласковыми глазами и беспощадной логикой, который, кажется, просто поставил телекамеру на своих приемах. Это значит, что наше общество дозревает до мысли, что психоанализ — не роскошь и не блажь.

И еще это значит, что пьеса 34-летнего дублинца Конора Макферсона «Сияющий город» оказалась в нужном месте и в нужное время. «Сияющий город» появился всего год назад на сцене лондонского театра «Ройял корт» — мирового лидера по части работы с современными авторами.
Как вы уже догадались, в центре внимания — психоаналитик Иан (Андрей Смоляков) и пациент Джон (Дмитрий Назаров). Но, как водится, врачу не худо бы исцелиться самому. И с опостылевшей женой Нисой (Ольга Васильева) все никак не может разобраться, и на гомосексуализм вдруг так потянуло — аж оторопь берет. Надо ли добавлять, что к концу истории пациент с врачом поменялись местами.
Режиссер Илзе Рудзите все продумала до мелочей. Там, где люди (персонажи) разговаривают междометиями, полунамеками, косноязычным суррогатом, она с актерами аккуратно «дописала» все нехитрые смыслы, которые они хотят донести до других. В первую очередь это касается дуэта Смолякова и Назарова — начинающий врач и запутавшийся пациент вдруг с оторопью обнаруживают в самих себе черты другого.

О том, что с ними происходит, способна рассказать простая смена костюмов. На первом сеансе у Иана легкомысленно подвернуты брюки. Джон же упакован так, точно он отправляется сразу на концерт и в похоронное бюро — черный костюм, котелок, бабочка. На втором сеансе он уже в брюках с подтяжками. А на третьем — в шортах и легкомысленной футболке, которая «показывает» язык всему свету. Иан, напротив, уже весь в черном, к тому же получает в подарок забытый котелок. А в придачу весь недавний кошмар своего излечившегося пациента.

Ощущение «дежа вю» заставляет покопаться в памяти, и та довольно быстро выдает ответ. Кобо Абэ, «Призраки среди нас», блестящий дуэт Любшина и Невинного. Мне лет двенадцать, я стою за колонной (с моего места сцена вообще не видна)и смотрю, как светлеет лицо Любшина. Его герой много лет прожил со своим «призраком» и вот узнал, что неповинен в чьей-то смерти.

Смотрю, как сводит судорогой страха лицо самодовольного героя Невинного, у которого есть свой призрак и свой неоплаченный счет. Вряд ли двенадцатилетней девчонке запомнился бы этот уравновешенный «Сияющий город». И эта салонная драма о психоанализе кажется такой же тесной для замечательных актеров Смолякова и Назарова, как подвернутые брючки начинающего психоаналитика.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000