МХТ нашел корень

Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Первая театральная премьера 2005 г. оказалась неожиданно злой. Чем дальше заходишь в новый мхатовский «Лес», тем отчетливей чувство брезгливости. В спектакль Кирилла Серебренникова оно заложено сознательно и принципиально.

«Лес» — самая переимчивая работа Серебренникова, что совсем не мешает ей быть важнейшим из всего, что за несколько лет суперуспешной московской карьеры сделал этот режиссер. В том, что во мхатовском спектакле то и дело виден четкий немецкий почерк Томаса Остермайера, ничего зазорного нет — Серебренников из тех людей, для кого следить за модой не только естественно, но и необходимо.

Действие пьесы Островского в МХТ перенесено на 100 лет вперед. То есть не в «сегодня», как в остермайеровской «Норе», совсем недавно показанной в Москве, а в начало 1970-х, где разворачивалось, например, действие другой постановки Остермайера — «Родня», очень близкой к новому «Лесу» по степени сарказма. В том же времени, кстати, увяз и рижский «Ревизор» Алвиса Херманиса, разыгранный в интерьере советской столовой, из которой, кажется, пришли в «Лес» две тучные кухарки.

Почему 1970-е, объяснять почти излишне — для всех трех режиссеров (Остермайера, Херманиса, Серебренникова) это время детства. Но если в спектакле Алвиса Херманиса запах прогорклого масла и жареной картошки вызывал сквозь смех острый приступ жалости и ностальгии, то умиляться «Лесу» можно разве что сдуру. Тут даже фраза «А не удавиться ли мне?» вспыхивает не в рассказе Аркашки Счастливцева, а прямо над сценой — корявыми светящимися буквами. Зажегшись раз, она горит потом почти весь второй акт, как гирлянда на елке. И хорошее настроение не покинет больше вас.

Поначалу, впрочем, все выглядит карикатурно, но еще не памфлетно. Интерьер усадьбы помещицы Гурмыжской (Наталья Тенякова) стилизован под советский пансионат. Радиола на авансцене — такая же точная примета эпохи, как собственно лес на фотообоях и песня про Беловежскую пущу. В спектакле ее старательно поет детский хор, приведенный купцом Восьмибратовым (Александр Мохов), сватающим своего сына Петра за бедную родственницу Гурмыжской Аксюшу. Которая уже имеет представление и о том, как модно одеваться, и о том, как себя вести: прикидываться дурой (то топиться, то идти в актрисы) и быть себе на уме. В этом «Лесе» молодые быстро понимают что к чему.

Юный приживал Буланов (Юрий Чурсин), которого в финале женит на себе Гурмыжская, подлее, умнее и потому удачливей всех, но Аксюша (Анастасия Скорик) и Петр (Олег Мазуров), гнусавящий под гитару песню Высоцкого, отличаются от него не принципиально. Хорошо бы этот «Лес» был заповедником, но Серебренников не юлит и огорошивает публику грубым памфлетным финалом: заступая в должность мужа, чудесно преобразившийся Алексис Буланов читает инаугурационную речь в узнаваемой президентской манере. Сам по себе трюк в духе Максима Галкина вполне безобиден, и в зале охотно смеются: телеэстрада и впрямь отучает соотносить шутку с контекстом. Между тем Серебренников сделал первый за много лет российский спектакль, в котором последовательно и внятно озвучен обличительный пафос. Не по конкретному, разумеется, адресу —этот «Лес» вообще про то, откуда что выросло.

«Лес» Серебренникова — трясина подавленных сексуальных желаний. Тоска вязкой, засасывающей, женской эпохи по властной руке. Соседи превращены для наглядности в старушек-соседок, завистливо обсуждающих молодого хозяйского приживала. Наталья Тенякова бесстрашно играет похоть дряхлеющей Гурмыжской, и даже служанка Улита (Евгения Добровольская) в этом смысле ничуть не уступает хозяйке. В этой питательной среде закомплексованные юнцы логично расцветают, переходя от заискиваний к хамству.

Здесь некого спасать, и спасение никому не нужно. Но должен ведь кто-то хоть попытаться? Счастливцев и Несчастливцев, два нищих комедианта, олицетворение актерской вольницы, на любой взгляд, забрели в этот «Лес» совсем из другой эпохи и другого театра. Превосходно отыграв встречу в привокзальном буфете за дюжиной кружек пива, огромный Дмитрий Назаров и юркий Авангард Леонтьев начинают гнуть традиционную линию, представляя своих персонажей ровно так, как принято в среднестатистических постановках пьесы Островского. Все встает на свои места, только когда Назаров-Несчастливцев открывает потертый чемодан, достает оттуда бутафорские белые крылья и дарит их Аксюше.

Пьяный ангел, некстати поющий на чужой свадьбе, некстати обличающий, непонятно зачем предлагающий крылья, когда надо-то всего 1000 рублей. С поистине ангельским терпением проповедующий тем, кого уместнее сразу и навсегда послать к черту.
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005