Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями»

Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Громкоголосая, волевая, дышащая свободой и покоряющая необузданным темпераментом, Ирина Пегова на сегодняшний день одна из ведущих артисток не только МХТ им. Чехова и Театра п/р Олега Табакова, но и поколения в целом. Самородок из городка Выкса, против воли родителей поступила на актерский в Нижегородское театральное училище. Уже будучи одной из легендарных «фоменок», снялась в «Прогулке» Алексея Учителя, тут же получив за лучшую женскую роль «Золотого орла». Дальше — две «Золотые маски», около полусотни ролей на экране, победа в «Танцах со звёздами» и тонны интервью. В мае в МХТ им. Чехова прошла пресьера спектакля Виктора Рыжакова «Dreamworks* *Мечтасбывается» по пьесе Ивана Вырыпаева, где Ирина играет уже совсем не прекрасную «русскую женщину». Попутно на Первом канале готовится к выходу фильм про Отечественную войну «Комиссарша» с Пеговой в главной роли. Похоже, на творческом пути актрисы наметились интригующие перемены.

– Расскажите, из чего состоит ваш день? Вы строго выстраиваете распорядок из миллиона дел или импровизируете?

– Строго выстраиваю, но в итоге все равно получается импровизация. Я из тех людей, кто планирует 100 дел, чтобы точно сделать 50.

– Цель должна быть выше реальности?

– Да, так я научена опытом. При этом мечтаю завести наконец какой-нибудь ежедневник, чтобы все в него записывать. Ничего в голове не удерживается. Но как-то не складывается с ежедневником, ничего никуда не записываю, все происходит стихийно. Правда, образовывается много дел, только когда у меня случается свободный от съемок день. А когда идет съемочный процесс, то это как минимум 12-часовой рабочий день, никаких других дел быть не может. Вот сейчас у меня активные съемки. Они проходят в Санкт-Петербурге. В Москву я приехала на блок показов “Dreamworks”, играю шесть спектаклей, делаю все свои разные дела московские, в том числе даю вам интервью. И уезжаю снова на съемки. Фильм называется «Комиссарша». Великая Отечественная война. Комиссар – женщина, прошедшая Сталинград и по ранению отправленная в тыл, она – работник милиции. А ее сын – бандит, которого, собственно, она ловит. Непростые задачи стоят перед ней.

– Роль Комиссарши – это для вас шаг скорее вперед или в сторону?

– Это роль, которую я ждала три года, то есть я знала, что она пишется для меня. Три года проект не запускался – то ли нехватка денег, то ли организационные проблемы. Я уже даже потеряла надежду, думала, что все уже, не будет этого. И потом вдруг раз – неожиданно все началось. Это есть, и я рада, что это есть, потому что для меня это роль не совсем из того репертуара, что я обычно исполняю в кино, чему я несказанно рада. Потому что в основном мне достаются героини совершенно не такие, как там, в 1943 году. Комиссарша – абсолютно жесткая, принципиальная, в какой-то степени даже сухая, идейно заряженная женщина, перед которой стоит выбор – что важнее: сын или Отечество. При условии, что человек живет идеей только о победе.

– В нескольких интервью разных лет вы повторяете, что устали от амплуа русской женщины.

– Сейчас все поменялось. И в театре благо переменились роли. Горизонты расширились. Я сама себе их расширила, ведь все у нас в сознании живет. Прежде у меня было сознание другое и роли были соответствующие. Сейчас я немного пошире открыла форточки, поэтому и предложения стали приходить соответствующие. Все – у нас в голове. Надо правильный импульс посылать.

– В год у вас одна-две премьеры в театре и пять-шесть проектов в кино и на телевидении. Это осознанный выбор в пользу работы в кадре?

– Так получается: в театре меня меньше занимают. Все равно так или иначе моя занятость в кино подстраивается под работу в театре. “Dreamworks”, например, очень неожиданно образовался, когда у меня были запланированы съемки. И съемки пришлось переносить. Люди пошли мне навстречу, перенесли, ждали меня месяца полтора. Когда так удается сделать, это вообще прекрасно. Просто нужно смотреть, взвешивать – что нужнее, что интереснее.

– Как вы попали в «Dreamworks* *Мечтасбывается»?

– По приглашению Виктора Рыжакова. В театре была запланирована одна пьеса Вырыпаева, но так получилось, что Ваня не успел дописать ее к условленному сроку. А планы в театре уже были составлены, деваться некуда. Поэтому Рыжаков стал быстро придумывать, чем заменить. И вспомнил про написанную пять лет назад пьесу “Dreamworks”, которую он давно уже хотел поставить.

– Автор приходил на репетиции?

– Да, он приходил к нам на одну встречу. Рассказывал, как он сам видит свою пьесу, на что это все, по его мнению, должно быть похоже, как это нужно играть. Я, кстати сказать, не всегда была согласна – ни с его мнением, ни с мнением Рыжакова. (Смеется.)

– Что именно вам кажется неправильным?

– Предполагается, что это такого типа театр, когда артист не присваивает себе текст. Не знаю, как это объяснить, это показывать нужно, я ведь артистка психологического театра, в другой традиции воспитана. Поэтому стараюсь, как обучена, материал пропускать через себя. А здесь этого не надо делать. Формально это называется словом «исполнение». Но я просто не умею так. Я, видимо, не настолько смелая, чтобы взять и нырнуть туда, в этот новый театр, с головой.

– Интересно, что ровно 100 лет назад этот конфликт между формальным театром и театром психологическим стоял так же остро. Александр Таиров тогда предложил стремление к золотой середине, которую называл театром «эмоционально-насыщенных форм».

– Вот. Даже в формальном театре, где режиссер выстраивает жесткий рисунок, артист должен все равно свой образ наполнить. Материал в конечном итоге должен стать на сто процентов присвоенным, как будто его собственным. Может, можно и иначе, но я не знаю пока как, пока не получалось. Поэтому я действую своими какими-то методами, иду своей дорогой, которая не всегда совпадает с тем, чего хочет режиссер.

– Вы окончили Нижегородское театральное училище, потом ГИТИС. Играли в спектаклях Петра Фоменко и Миндаугаса Карбаускиса, снимались у Станислава Говорухина и Алексея Учителя. Из всего многообразия мастеров вы выделяете для себя одного главного наставника?

– Люди, у кого я училась, – мои учителя. Это и Богомазов Василий Федорович, и Анатолий Захаров в Нижнем Новгороде. Это, конечно, Петр Наумович Фоменко и, конечно, Сергей Женовач; конечно, Евгений Каменькович – все-все педагоги, но это неполный список! Потому что все режиссеры, все без исключения, с кем я работала, – это тоже для меня учителя. Десять лет назад снимаюсь у Говорухина в кино, он выставляет крупный план и говорит: «О, Пегова, да ты не умеешь крупный план играть!» И я начинаю понимать, пытаюсь почувствовать, как это работает. От каждого мастера ты что-то берешь. И Рыжаков мой учитель, и Писарев, и Миша Станкевич, и Карбаускис – ну все, с кем я работала, мои учителя.

– Метод Рыжакова – это одно, Фоменко – совсем другое и Карбаускиса – третье. Есть какой-то тип театра, атмосфера которого вам ближе?

– Конечно, это «Мастерская Петра Фоменко». И старая «Табакерка» – один из идеальных театров. В «Табакерке» у меня всего было четыре названия в репертуаре, сейчас два осталось, и еще, дай Бог, будет. Это – театр, в котором мне комфортно существовать. Для меня важно направление репертуара. Мне сейчас очень нравится, как развивается Театр имени Маяковского, в какую сторону он идет.

– В прошедшем сезоне трудно было не заметить капитальный крен в сторону всего женского. «Русский роман» в Театре им. Маяковского, «Кира Георгиевна» в Студии театрального искусства, «Психоз» в Электротеатре Станиславский. Совсем разные и одинаково мощные события, в центре каждого из которых – женская роль, женская трагедия, женская природа. Вы как обладательница двух «Золотых масок» за лучшие женские роли ощущаете какие-то перемены в воздухе?

– Безусловно! И мне это, с одной стороны, очень нравится, а с другой – я понимаю, что никогда так не было и, значит, что-то пошло не так. Мир меняется, женщина сейчас рулит всем и везде. Женщина сильнее мужчины, женщина зарабатывает не меньше. Это ужасно! И, к сожалению, необратимо. Как только женщины надели мужские костюмы, начали на равных решать глобальные вопросы – все: их не остановить. И это очень увлекательно, я сама являюсь такой женщиной, самостоятельной, которая сама себя обеспечивает полностью, ни от кого не зависит и прекрасно себя при этом чувствует. Но это не дает счастья и правильности развития мира. Я ведь воспитывалась в традиционной семье, где были и мама, и папа, где папа – глава семьи, притом что мама одновременно работала на трех работах, старалась зарабатывать, то есть уже тогда наметился перекос. Еще чуть раньше, у бабушки, все было совсем правильно: женщина сидит дома, воспитывает своих пятерых детей, не работает, а мужчина – капитан этого корабля. А сейчас я одна сама воспитываю ребенка. И моя дочь видит, что мама – это такая лошадь, которая работает и вообще все делает сама. И она будет строить свою семью, не имея в виду, что рядом непременно должен быть муж, который за нее должен решать всякие проблемы. Это, мне кажется, в корне неправильно. Я понимаю, что равенство прав очень важно, и я сама рада, что я ни от кого не завишу, не должна ни перед кем отчитываться, чувствую себя свободной, счастливой и всемогущей. Но чувствую во всем этом какую-то глобальную неправильность.

– Ваша героиня в “Dreamworks” Салли хлещет виски, грязно выражается и в конце концов вообще убивает мужа. Есть в ней хоть что-то от вас, человека дружелюбного и, насколько я понимаю, ведущего здоровый образ жизни?

– Ну понятно же, что это утрированный образ. Признаюсь, я ненавидела эту героиню. Не хотела ее играть категорически! До последнего была уверена, что Рыжаков меня как-то сольет, скажет, что это не моя роль, потому что это, как мне казалось, очевидно. Но нет, он только повторял: «Это твоя роль!» Я не могла с этим смириться. Мне казалось, что все это так просто, так неинтересно, так лобово, прямолинейно. А потом вдруг что-то перемкнуло – и я начала получать удовольствие. Меня теперь безумно прет играть эту роль. Не в смысле, что мне нравится, как я играю, – мне безумно нравится существовать в шкуре этой женщины.

– Что же такое перемкнуло?

– Во-первых, это важная переходная роль. Для женщин, артисток, это очень сложный момент – переход из молодости во взрослость. Это трудный переход, особенно у лирических героинь, не касаемо характерных артисток. И мне кажется, что роль Салли – это одна из моих ролей этого перехода, которые у меня случились. Я из одного качества перешла в другое. Я же не могу вечно играть Соню в «Дяде Ване» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке». И я это в какой-то момент очень хорошо почувствовала, и меня прям понесло! Поэтому я выбрала себе такой низкий голос, чтобы усилить этот образ независимой женщины, одной из тех, о которых мы только что говорили, – самостоятельной, которая может сама за себя все решать, которая зарабатывает кучу денег, лучше всех знает, как надо жить, и уверенно правит миром. И вообще, мужа надо спасать. А чтобы он окончательно не погряз во всем этом бессмысленном существовании, конечно, его нужно убить. Конечно, из любви. (Смеется.)

– Вам ведь наверняка уже поступали предложения преподавать?

– Был однажды случай, небольшой разговор с Олегом Павловичем Табаковым. И так, вскользь. Я тогда сказала категорически нет, потому что я не могу это делать. Поэтому тот разговор довольно быстро сам собой растворился. Я не тот человек, который кого-то может чему-то научить. Было еще пару случаев, когда ко мне за помощью обращались абитуриенты, просили помочь их подготовить к поступлению на актерский. Я сразу предупреждаю: я не умею этого делать. Сама я, как правило, играю, полагаясь на интуицию. Интуитивно – я не технарь, я не знаю законов, по которым существует театр. Клянусь: не знаю! Скажут мне: «Вот напиши-ка нам, как ты играешь?» – я не знаю! Ничего не напишу, ничего не скажу. Могу только как-то этак, чутьем своим, с помощью режиссера создать роль – только так.

– Какими качествами должен обладать идеальный артист?

– О, в этом списке очень много пунктов, и все они исключают друг друга. Первый – дисциплина. Второй – абсолютная безбашенность, полная свобода, оголенный нерв, что с дисциплиной, как вы понимаете, никак не вяжется. Это взаимоисключающие качества, которые должен каким-то непостижимым образом сочетать в себе человек.

– А с точки зрения мастерства? Должен артист владеть телом, голосом, энергией?

– Это же само собой. Это мы все в школе приобретаем. А если он чего-то не умеет, ему не надо работать в театре. Я категорически против задействования людей с улиц просто из-за типажа. В кино с этим проще, если работают хороший оператор и хороший режиссер. Можно взять любое человеческое лицо и снять про него историю. Я против таких методов, но это можно сделать. В театре – нет, я этого не понимаю. Ну очень уж мало таких примеров, когда пришел человек со стороны и всех победил. Актерское мастерство состоит из навыков, которым нужно учиться, и, если уж ты пошел по этому пути, ты должен уметь все. Для меня идеальный артист – тот, который умеет играть все, владеть любым жанром. И, конечно, артист должен быть человеком с большой буквы, потому что не всякий сможет сыграть широту души. Понимаете? Как это ни банально, личность должна быть. Хотя есть примеры, когда человек вроде бы ничего из себя не представляет, но может играть так, что мама дорогая, когда в жизни человек – серая мышь, а на сцене – король или королева! Знаю несколько таких артистов. Я обожаю такие случаи! Но это исключения. Актер должен быть внутренне богат, образован, скромен. Но в то же время распущен! И вот как это совместить?! Но мы же говорим об исключительном, идеальном актере. Потому что нельзя сыграть казака, если в тебе нет этой внутренней широты. Невозможно сыграть Катерину в «Грозе», если ты относишься к жизни не так, как она. Если ты себя не любишь, не ценишь, не чувствуешь в себе этой силы – не сыграешь. На собственном примере я знаю, что роли помогают найти в себе те качества, которых у меня, казалось, нет. То есть я сижу такая вся закомплексованная, никому не нужная, гноблю себя по страшному, а роль вдруг попадается отвязная и самоуверенная – и эти качества сами собой переходят от роли ко мне. Я становлюсь такой в жизни! (Смеется.) Что вы думаете, я такая наглая сейчас сижу, так громко с вами разговариваю? Это все Салли, это Комиссарша. И главное, что одна роль вытекает из другой и одна другой помогает. Год назад я не могла даже и представить такого – пройти пробы и играть Комиссаршу. Невозможно. И только с течением года после трех месяцев репетиций Салли во мне поселяется другой голос, другая сила – и я готова играть Комиссаршу. Артист сам себя создает своими ролями.

– А как вы планируете создавать себя дальше, какими ролями?

– Сейчас я дожила до такого момента, когда поняла, что могу сама себе выбрать материал. Почувствовала в себе силы, возможность и желание. Выбрала два материала, которые, я надеюсь, скоро получат жизнь. Выбрала и жанр, и историю, и режиссера, и принесла все это в театр. Тут надо сказать, что в прошлом году я участвовала в телевизионном шоу «Танцы со звездами». Был период, когда меня уговаривали на эту передачу. И я села думать: зачем мне это нужно, что мне это даст и так далее. И придумала, что полезного я могу для себя из всего этого извлечь, и нырнула туда. И получила больше, чем предполагала! Я ведь на самом деле человек очень неуверенный в себе. Через раз слезы после спектакля, что я бездарная артистка, что я все не так делаю. Я понимаю, что это может показаться пустыми словами, что это ненужные никому переживания, самоедство. И в тот момент я от этого избавилась. Таким вот странным образом! Эта передача дала мне очень много веры в себя, любви к себе. Поэтому я теперь очень хочу танцевать. И поэтому будем делать пластический спектакль. Не совсем такой, как сейчас все это делают. С очень хорошим материалом, с очень хорошим хореографом – Аллой Михайловной Сигаловой. Ну вот, не хотела раньше времени говорить и почти все уже рассказала. Надеюсь, что это будет, очень этого хочу, и очень давно. И второй материал – в сторону старого доброго психологического театра. Так я выстраиваю свою жизнь. Актеры – зависимые люди. А тут появилась возможность самостоятельно влиять на процесс. Все рано или поздно к этому приходят, всему свое время. И вот для меня оно, кажется, пришло.

Интервью опубликовано в журнале «Театральная афиша» № 8, 2016 г.
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
«Ай лав ю, Лёлик!», Ксения Ларина, Новые известия, 16.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Юрий Стоянов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 25.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010