ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Анатолий Смелянский о спектакле «Светлый путь»

Посмотрел «Светлый путь» в простой рабочей видеозаписи без монтажа и акцентов, и появилось желание как-то закрепить самые первые впечатления от рождающегося спектакля (для режиссера, актеров, для тех, кто это сочинил. Старые дрожжи взыграли, извините). В первых двух частях я еще так или иначе участвовал, и кабаретный спектакль «19.14» на Малой сцене считал и считаю важным прорывом для Саши Молочникова и для многих его подельников. И вот сейчас финальная часть трилогии, да еще на Основной сцене. Видел на диске прогон первого акта в конце прошлого сезона, понимал, что складывается какая-то история, но то, что сейчас увидел, вызвало другое чувство. Осторожно назову его так: предвестие большой удачи. Как будто наша Большая сцена, стольких режиссеров и актеров перемоловшая, открыла в А. Молочникове новое дыхание. Новое ощущение пространства, новое отношение к нашей истории, указавшей миру соблазнительный «светлый путь», с которого, казалось, никогда не свернем. И вот на тебе, свернули! И дело не в том, кто как играет, а в общем строе всей этой затеи. Работает мощно и горизонталь, и вертикаль сцены. Возникает соцартовская по стилю, платоновская по духу (в смысле Андрея Платонова) домашняя легенда, придуманная в наши дни и сыгранная отважно, злободневно, без тени смущения и робости. Влекущий за собой ритм, одушевление, юмор, сарказм, балаган, монтаж аттракционов, помесь. Генерального штаба и Собора, отголоски синей блузы, стиль эпохи большого проекта и большого террора, советская живопись, и кино – все брошено в переплав. Поразило, что эти ребята, которые по «светлому пути» по сути не хаживали, запросто смахнули вещи, к которым мы подбирались по миллиметрам. Помню, как М. Шатров в присутствии О. Ефремова читал у себя в «доме на набережной» синклиту либеральных мудрецов очередную пьесу про Ленина и революцию. Шел 87 год, Миша отважился в перестроечной пьесе еще раз показать, каким мерзавцем был Сталин и как он испортил дело Ильича. Когда стали обсуждать, мрачно молчавший Олег вдруг спросил автора, как пьеса называется, Шатров ответил: «Дальше, дальше, дальше». И вдруг Олег как будто электрошокером ударил, выбросив вперед ладонь: «Ну, так тогда давай!». И этот «выпад на рапире» был совершенно неожиданным от человека, который в 1981 году поставил «Так победим!». Для тех, которые сегодня играют «Светлый путь», даже вопроса этого не существует. Они сдваивают до неразличимости Ленина и Сталина, его концертно играет Игорь Верник, и это одно из очевидных прозрений театра. Все покрывающая наивная молодая простота, бесстрашие и свобода художественного высказывания. При этом все делается моментально, через игру, через пародию, через лицедейство, без всякого психоложества. Тёма Быстров, который со своим Макаром становится, мне кажется, актером национального значения. А рядом с ним Вика Исакова, Ира Пегова, приглашенный от Женовача прекрасный Алексей Вертков, наш Паша Ворожцов из Школы-студии, крупные выразительные киношные планы рассейских мужиков, всей этой великолепно работающей массовки, то есть народа, то есть родного Чевенгура, все пошло в дело. Вся идеологическая оснастка утопии, отпустившей на волю подпольные человеческие страсти и комплексы, распахнута настежь и театрально дискредитирована. Паулина Андреева подает свою Коллонтай с ее идеей «свободной любви» в отменном цирковом ракурсе. При этом все эти механико–гимнастические сексуальные упражнения выполнены почти цитатно и театрально граничат с биомеханикой. И как заиграли, наконец, в пандан актерам наши плунжера, открыв ад и рай пустого пространства, как вовремя возникло это зрелище и как здорово, что хватило сил довести это до конца и не сфальшивить в финале. Наверное, через пять-десять спектаклей выяснится, как это все будет взаимодействовать с нынешней публикой, растерянной, оглушенной, не знающей куда и за кем бежать. Надеюсь, спектакль сделает свой отбор и принесет МХАТу (советскому и постсоветскому) то, что он давно подрастерял, а может быть, и не имел никогда в такой открытой радостной и свободной форме.
Пресса
Светлый путь в ад, Марина Шимадина, Театрал, 11.11.2017
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Падший Мефистофель – «Мефисто» – МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 6.06.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Невеселые песни кабаре «19.14», Елена Вилле, Мир 24, 3.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
15 вопросов для Артёма Быстрова, Пресс-служба МХТ, 19.02.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Татьяна Власова, Театрал, 19.02.2015
Using Cabaret to Take Satirical, Sly Look at WWI, Джон Фридман, The Moscow News, 21.01.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Кабаре «19.14», Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.12.2014
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
На Восточном фронте без перемен, Ольга Фукс, Экран и сцена, 30.11.2014
Артем Быстров: «Учиться у Константина Райкина весело!», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.11.2014
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Война окликает войну, Ольга Егошина, Новые известия, 17.11.2014
19.14: Красный смех, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 3.11.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
Режиссер-дебютант превратил МХТ в кабаре, видеосюжет телеканала «Мир 24», 6.10.2014
«Война ж совсем не фейерверк…», Столичный информационный портал, 4.10.2014
Интервью с Артёмом Быстровым, Наташа Олейникова, Open minded people, 3.10.2014
В Локарно подвел итоги Международный кинофестиваль, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2014
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010