ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

На что намекаете?

Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
История об Иване-дураке, верном друге его Коньке, глупо-лукавом Царе рассказана в МХТ имени Чехова для детей и взрослых.

«Конек-горбунок» — громкая мхатовская премьера в рамках фестиваля «Черешневый лес». Громкая — потому что вибрация от децибелов так и сотрясает тело. Для детей — поскольку сюжетная основа Петра Ершова — великая сказка. Для взрослых — как ни крути, в «Коньке» братья Пресняковы касаются темы смены власти (кто-то «бух в котел и там сварился», а кто-то обернулся пригожим молодцем на царство). За метафорический анализ текущих событий матерые пост?модернисты Пресняковы берутся не впервые — их «Терроризм», «Изображая жертву» исследовали насилие в разных формах и масках. В этом году на сцене «Театриума» Терезы Дуровой был показан «Паб» в постановке Пресняковых — там они пародировали президентские выборы. Теперь стихи Ершова Пресняковы переписали в прозе, и инициатор спектакля, Олег Табаков, знающий «Конька» наизусть (читает на радио его много лет), был «за». Стихотворные куплеты на злобу дня написал солист группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев, музыку — композитор Сергей Черкыжов. Режиссер спектакля Евгений Писарев сравнивает Пресняковых и Кортнева с Евгением Шварцем и Григорием Гориным, и по крайней мере залу, бодро реагирующему на шутки, такое сравнение, похоже, не кажется смелым.

История об Иване-дураке, верном друге его Коньке, глупо-лукавом Царе и рассудительной Царь-девице вышивается по сюжету Ершова. Иван, охочий до работы, ловит волшебную Кобылицу. Фыркающая на привязи Ирина Пегова в белом тугом корсете производит сногсшибательное впечатление. Иван-дурак еще не расчухал, чего ей надо в его полях, и отпускает Кобылицу на волю. Дурашливость и доверчивость Аркадия Киселева, запомнившегося в «Затоваренной бочкотаре» в «Табакерке», и тут вполне убедительна. Она не мешает ему пройти все испытания, придуманные царем. Сергей Беляев (эту роль уступил ему Олег Табаков) сыграл его капризным ребенком, подначиваемым злым наущателем Спальником (Эдуард Чекмазов). Но главной виновницей испытаний Ивана остается Царь-девица в исполнении той же Ирины Пеговой. Впрочем, охочему до работы Ивану до самого счастливого финала совершенно все равно, кто подвигает его к подвигам.

«Конек» — музыкальный спектакль (от «мюзикла» театр открещивается). Здесь поют и танцуют с любого места. Известный балетмейстер Альберт Альбертс не в первый раз работает в детском формате. Кроме хитового «Одолжите тенора» он поставил «Остров сокровищ» и «Кота в сапогах».

Спектакль примечателен еще и тем, что в нем впервые опробована новая машинерия мхатовской сцены. Рыба-кит здесь взаправду опускается на дно морское, Царь-девица в кокошнике и цветастом сарафане то плавно гребет веслами, то запускает челн, как моторку. Самолетик-«джет» Конька-Горбунка (очень выросший как актер Сергей Медведев) улетает и прилетает по личному расписанию — «Я тебя не подведу, / Довезу и соблюду!». При появлении самолетика вспоминается «Норд-Ост» — там тоже над сценой кружил самолет. И, похоже, это не случайно: сценограф «Горбунка» Зиновий Марголин был оформителем «Норд-Оста». В последнее время Марголин много работал в опере, а оперная сценография минималистичнее, дает «воздух» голосу. Может быть, поэтому в величественных декорациях Марголина игра актеров порой кажется суетливой.

Ирина Пегова — царица второго действия, которого стоит дождаться, даже если устанете от громкой суматохи первого. По-женски мудра, по-русски красива — когда Пегова на сцене, видишь только ее. Она эффектна и в челне, и в кокошнике, прельстительна в танце живота, который исполняет перед царем. Царь в ожидании Царь-девицы поет свою заглавную арию — лучшую в спектакле: «Мне часто снится — я иду в народ. Иду-иду — а улица пустая. Никто царю навстречу не идет. Как это страшно, честно говоря. И я хочу убить в себе царя?».

Царская тема взрослой публикой принималась на ура, не забудем, что премьера случилась через неделю после инаугурации. «Цари ведь не уходят просто так. Они уходят лишь на повышенье». А у детей были свои переживания. Когда Иван наконец признался Царь-девице, что она ему нравится, малыш прошептал с горечью: «Ну зачем он сказал?». Эти живые чувства — залог того, что танцующие на Рыбе-кит крестьяне, сверкающее волшебное кольцо Царь-девицы, колдовство и сказочность обеспечат спектаклю долгую жизнь и тогда, когда политическая актуальность уйдет в тень.
Пресса
11 вопросов для Эдуарда Чекмазова, Пресс-служба МХТ, 11.05.2015
Эйхман капут?, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.09.2013
Братьев не выбирают, Сергей Петров, Ведомости, 13.09.2013
Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Разбить яйцо, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.01.2011
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003