ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Анатолий Смелянский о спектакле «Светлый путь»

Посмотрел «Светлый путь» в простой рабочей видеозаписи без монтажа и акцентов, и появилось желание как-то закрепить самые первые впечатления от рождающегося спектакля (для режиссера, актеров, для тех, кто это сочинил. Старые дрожжи взыграли, извините). В первых двух частях я еще так или иначе участвовал, и кабаретный спектакль «19.14» на Малой сцене считал и считаю важным прорывом для Саши Молочникова и для многих его подельников. И вот сейчас финальная часть трилогии, да еще на Основной сцене. Видел на диске прогон первого акта в конце прошлого сезона, понимал, что складывается какая-то история, но то, что сейчас увидел, вызвало другое чувство. Осторожно назову его так: предвестие большой удачи. Как будто наша Большая сцена, стольких режиссеров и актеров перемоловшая, открыла в А. Молочникове новое дыхание. Новое ощущение пространства, новое отношение к нашей истории, указавшей миру соблазнительный «светлый путь», с которого, казалось, никогда не свернем. И вот на тебе, свернули! И дело не в том, кто как играет, а в общем строе всей этой затеи. Работает мощно и горизонталь, и вертикаль сцены. Возникает соцартовская по стилю, платоновская по духу (в смысле Андрея Платонова) домашняя легенда, придуманная в наши дни и сыгранная отважно, злободневно, без тени смущения и робости. Влекущий за собой ритм, одушевление, юмор, сарказм, балаган, монтаж аттракционов, помесь. Генерального штаба и Собора, отголоски синей блузы, стиль эпохи большого проекта и большого террора, советская живопись, и кино – все брошено в переплав. Поразило, что эти ребята, которые по «светлому пути» по сути не хаживали, запросто смахнули вещи, к которым мы подбирались по миллиметрам. Помню, как М. Шатров в присутствии О. Ефремова читал у себя в «доме на набережной» синклиту либеральных мудрецов очередную пьесу про Ленина и революцию. Шел 87 год, Миша отважился в перестроечной пьесе еще раз показать, каким мерзавцем был Сталин и как он испортил дело Ильича. Когда стали обсуждать, мрачно молчавший Олег вдруг спросил автора, как пьеса называется, Шатров ответил: «Дальше, дальше, дальше». И вдруг Олег как будто электрошокером ударил, выбросив вперед ладонь: «Ну, так тогда давай!». И этот «выпад на рапире» был совершенно неожиданным от человека, который в 1981 году поставил «Так победим!». Для тех, которые сегодня играют «Светлый путь», даже вопроса этого не существует. Они сдваивают до неразличимости Ленина и Сталина, его концертно играет Игорь Верник, и это одно из очевидных прозрений театра. Все покрывающая наивная молодая простота, бесстрашие и свобода художественного высказывания. При этом все делается моментально, через игру, через пародию, через лицедейство, без всякого психоложества. Тёма Быстров, который со своим Макаром становится, мне кажется, актером национального значения. А рядом с ним Вика Исакова, Ира Пегова, приглашенный от Женовача прекрасный Алексей Вертков, наш Паша Ворожцов из Школы-студии, крупные выразительные киношные планы рассейских мужиков, всей этой великолепно работающей массовки, то есть народа, то есть родного Чевенгура, все пошло в дело. Вся идеологическая оснастка утопии, отпустившей на волю подпольные человеческие страсти и комплексы, распахнута настежь и театрально дискредитирована. Паулина Андреева подает свою Коллонтай с ее идеей «свободной любви» в отменном цирковом ракурсе. При этом все эти механико–гимнастические сексуальные упражнения выполнены почти цитатно и театрально граничат с биомеханикой. И как заиграли, наконец, в пандан актерам наши плунжера, открыв ад и рай пустого пространства, как вовремя возникло это зрелище и как здорово, что хватило сил довести это до конца и не сфальшивить в финале. Наверное, через пять-десять спектаклей выяснится, как это все будет взаимодействовать с нынешней публикой, растерянной, оглушенной, не знающей куда и за кем бежать. Надеюсь, спектакль сделает свой отбор и принесет МХАТу (советскому и постсоветскому) то, что он давно подрастерял, а может быть, и не имел никогда в такой открытой радостной и свободной форме.
Пресса
Светлый путь в ад, Марина Шимадина, Театрал, 11.11.2017
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017
Лалай, Павел!, Лора Чугуевская, Tricolor TV, 1.08.2017
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
«Бунтари». Коллаж, Валерия Новокрещенова, Rara Avis. Открытая критика, 31.03.2016
Пьянящая свобода бунта, Лариса Каневская, Театральный мир, № 2, 26.02.2016
Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Бунтарская премьера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.01.2016
Невеселые песни кабаре «19.14», Елена Вилле, Мир 24, 3.03.2015
Using Cabaret to Take Satirical, Sly Look at WWI, Джон Фридман, The Moscow News, 21.01.2015
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
«Война ж совсем не фейерверк…», Столичный информационный портал, 4.10.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008