ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Последняя любовь делового господина

Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Во МХАТе им. А. П. Чехова — громкая премьера, которую, несомненно, ждет большой зрительский успех. Это «Последняя жертва» Александра Островского в постановке Юрия Еремина. В центральных ролях — Марина Зудина и Олег Табаков.
Режиссер Юрий Еремин несколько сдвинул время пьесы и перенес события в XX век, в пору электричества, телефонов и синематографа. Эпоху изящных женщин в стиле модерн и роковых красавцев из немого кино. И разыграл историю, чуть-чуть ироничную, стилизованную под те волнующие сюжеты синематографа, где героиня с полными грусти глазами заламывает тонкие красивые руки и падает в обморок. А роковой герой, мот и картежник, растративший все ее состояние, пытается застрелиться из револьвера. Но закон этого нового буржуазного развлечения однозначен: публике положено быть довольной, поэтому все должно кончится хорошо. Вот и появляется седой солидный господин, который становится истинным благодетелем и спасителем несчастной женщины.
Марина Зудина играет молодую вдову Юлию Тугину, полюбившую мерзавца Дульчина (Сергей Колесников). Юлия относится к породе тех высоконравственных женщин, которые не прибегают ни к кокетству, ни к иным способам обольщения мужчины, потому что ими движет подлинная и глубокая страсть. Только однажды Юлия попыталась пустить в ход свое женское обаяние. Когда решилась на отчаянный и унизительный для себя шаг, придя к Прибыткову и попросив у него деньги, которые должны были спасти Дульчина от долговой ямы. Но ее кокетство и игривость очень быстро иссякли, разбившись о стену учтивого, но твердого отказа.
Прибытков Олега Табакова — не тот человек, который позволит водить себя за нос и пользоваться своей щедростью и добротой. Он очень расчетлив, этот господин новой буржуазной эпохи, хорошо знаком с политической экономией, кроме того, обладает рациональной и дисциплинированной натурой, а также немалым жизненным опытом.
Юлию он видит насквозь, хорошо понимая, что она только жертва бесчестного и наглого обмана. Он очень тонко и умно, через подставных лиц, проводит свою интригу против Дульчина, которая раскрывает глаза Юлии и излечивает ее от сильного, но унизительного чувства. К самой Юлии он относится с той осторожной нежностью, которая свойственна человеку, на склоне дней нашедшему последнюю любовь. Умеющему ценить это чувство так, как никогда не смог бы молодой.
Режиссер Юрий Еремин в этом спектакле очень интересно и подробно вьет нить отношений между героями и поражает свободой и грацией эмоциональной партитуры. Здесь есть и яркие гротескные зарисовки образов, и бытовая правдивость, и сочные характерные типы. Взять хотя бы Ирен в исполнении Дарьи Юрской, играющей с неподражаемым блеском и остроумием. Она создает образ хищной, по-своему обаятельной дурочки, воспылавшей «африканской» страстью к «богачу» Дульчину и обманутую им, но не сломленную. Потому что здоровый цинизм ее натуры защищает ее во всех щекотливых и сомнительных ситуациях. Превосходна роль тетушки в исполнении Ольги Барнет. Тоже по-своему хищной и корыстной особы, готовой служить состоятельному и способному на щедрую благодарность Прибыткову с собачьей преданностью. Ее первое появление в доме Юлии превращается в отдельный спектакль, когда она сидит за столом и жадно, не успевая разжевать, уплетает принесенную ей еду, запивая все водочкой. Пьесу Островского, который для нас эталон бытовой и психологической правды, Юрий Еремин «сдвигает» не только по времени действия, перенося все в начало XX века, уже развитую индустриальную эпоху. Но и чуть-чуть по жанру. Кроме того, он в значительной степени переписывает текст, убирая одни куски и вставляя другие. Ему нужна не реалистическая, тем более нравоучительная и назидательная история. 
А красивая мелодрама из буржуазной жизни, как уже было сказано, под душещипательные сюжеты немого синематографа. Кстати, это искусство здесь присутствует реально, на заднике сцены показывают немое кино. И в том, как строится режиссером красивая мелодрама, присутствуют неплохой вкус и даже своебразное изящество. Здесь все чуть-чуть преувеличено, все подано так, чтобы произвести эффект, создать впечатление. И в то же время во всем присутствует тонкая ирония. Ведь Еремин понимает, что он делает и ради чего. Он создает образчик буржуазного театра, который должен нравиться публике.
В соответствии со всем этим выстроен финал — красивый и сентиментальный.


Пресса
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016
Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016
Дарья Юрская: «Мой папа получается со всех сторон проблематичный», Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.03.2015
Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002