Художники

Виктор Березин
Мария Плахова

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

«Во мне каждый вершок – великий артист!». «Третий звонок, господа!» – бенефис Станислава Любшина

Елена Жатько, Театр To Go, 24.04.2023
22 и 23 апреля на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялась знаковая премьера – «Третий звонок, господа!» Этот спектакль уже вошёл в историю отечественного театра. Ещё бы! Ведь на сцене – народный артист России Станислав Любшин, 6 апреля отметивший 90 лет! Красивый, высокий, статный, пышная копна белоснежных волос, сияющая улыбка, острый взгляд, уверенная походка – перед нами доблестный рыцарь. За спиной у Станислава Андреевича удивительно богатое прошлое, звёздные спектакли на ведущих сценах столицы, огромный список ролей в кино, работы с легендарными режиссёрами и партнёрами. Кто не знает Ильина из «Пяти вечеров» или дядю Вову из «Кин-дза-дза!», а сколько образов Любшин воскресил в классической литературе!

Для бенефисного спектакля решили обратиться к рассказу Александра Куприна «На покое». Режиссёр Кирилл Вытоптов подчёркивает: «История о приюте для одиноких пожилых артистов – это вряд ли первое, на что вы захотите пойти в свободный вечер. Но то, с каким азартом, смелостью и самоиронией старшее поколение мхатовских артистов играет этот сюжет, пропустить решительно нельзя». И действительно сюжет, на первый взгляд, нелеп для бенефиса такого уникального актёра как Любшин. Уж никак этот красивый мужчина, полный жизни и энергии, не ассоциируется с престарелым актёром, прозябающим в богадельне. Да и не хочется слушать стенания стариков в такой вечер. Всё это кажется далёким от благородного образа Любшина. Тем не менее, мы видим на сцене больничные кровати, капельницы, памперсы, лекарства и даже вставные челюсти в стаканах.

Художник Нана Абдрашитова оттеняет жанр постановки, обозначенный как «больничное кабаре». Полукругом расположились койки, над которыми в финале вырастут рамки с лампочками и перед нами уже не палата, а грим-уборная. А какое может быть кабаре без музыки?! В сценарии достаточно много музыкальных интермедий: герои поют хором народные песни («Черный ворон», «У церкви стояла карета», «Шумел камыш»), поёт Александр Семчев и Евгений Киндинов затягивает «Ах, наслажденье!», звучат классические композиции Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Вивальди, М. Равеля.

Сценическая версия рассказа (автор Кирилл Вытоптов при участии Александра Баргмана и Светланы Савиной) дополнилась фантазиями авторов и приобрела форму шаржа. Актёрам действительно удаётся самоиронично отнестись к материалу и придать мелодраматическому действию лирики, ностальгической нежности, юмора. Партнёрами Станислава Любшина стали известные актёры Александр Семчев, Евгений Киндинов, Владимир Краснов, Виктор Кулюxин. Рядом с ними студенты школы-студии МХАТ Маргарита Якимова, Илья Барабошкин, Александр Вяльцев, Андрей Минеев и молодые музыканты Григорий Шевердяев, Марк Кондратьев.

Весь спектакль по конструкции напоминает капустник с номерами. Сцену-диалог Владимира Краснова и Виктора Кулюxина сменяет монолог Евгения Киндинова, а после герой Александра Семчева пытается переубедить молоденькую девушку, играющую на скрипке в подземном переходе, поступать в театральный. Переплетаются две линии: жизнь престарелых, одиноких актёров и их грёзы о создании театра, где они будут играть «Отелло». «Почему дамам так нравится, когда в финале Отелло душит Дездемону?», – задаётся вопросом Меркурий. В старого трагика Станислав Любшин вкладывает много личного, стараясь поделиться со зрителями сокровенным. Это исповедь, ставшая символом актёрской судьбы, где много горечи, испытаний и разочарований. Но минорный тон монологов перекрывается одухотворённостью Станислава Любшина, его аристократической полётностью, и трагедия превращается в лирический сказ.

«А ночь тянулась нестерпимо долго и тоскливо… В комнате была грозная, точно стерегущая кого-то тишина, а за черным окном бушевал ветер и бросал в стекла брызги дождя», – таков финал у Куприна, но в версии Кирилла Вытоптова история завершается празднично! В классических костюмах, подтянутые, роскошные актёры поют, по-мальчишески гоняют мяч, купаясь в аплодисментах.

О чём вся эта история, удачна инсценировка или нет, зачем обращаться к «больничной» теме и уместен ли тон постановки в бенефис? Всё это не имеет значения, когда на сцену выходит актёр такого масштаба, как Станислав Андреевич Любшин. Обаяние, одухотворённость, восхитительная органика, культура, красота, и безусловно, дар Божий! И сегодня актёр энергичный, эмоциональный, голос звучит мощно и выразительно, ничего лишнего в жестах, собранность и высокий профессионализм во всём. Ты восхищаешься тем, как Станислав Андреевич читает стихи, как звучат монологи, и вообще ты очаровываешься одним лишь его присутствием на сцене, которой Любшин отдал всю жизнь.
Остаётся добавить лишь краткое – многая лета, гений!

Оригинал статьи
Пресса
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018
Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018
Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018
От Гамлета не лечат, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.11.2018