Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Одиссей уже спустился в Аид

Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
В МХТ им. Чехова идёт IV сезон лаборатории Марины Брусникиной и Павла Руднева «АРТХАБ». 7 марта на Новой сцене показали одиннадцатую песню из гомеровской «Одиссеи». Гомер, прижизненная встреча с мертвыми, панки и приключения греков в России — именно так могли бы выглядеть теги, описывающие новую постановку Василиоса Самуркаса на сцене МХТ, но будем говорить обо всем по порядку.

Проект «АРТХАБ» — довольно заметное явление в поле экспериментального московского театра, причем не только благодаря авторитету его кураторов Марины Брусникиной и Павла Руднева. Молодые режиссёры предлагают «эскизы» своих спектаклей длиной чуть меньше часа, за каждым показом следует обсуждение, после которого зрителям предлагается проголосовать за или против добавления постановки в репертуар. Схема более чем прозрачна, а главное — демократична, наконец-то зритель может проголосовать не только рублём, но и в самом деле сформировать «свой» театр.

Чем же сегодня интересна «Одиссея», и почему мы по-прежнему готовы идти на Гомера? Пожалуй, нужно сказать, что режиссёр Василиос Самуркас — коренной грек, что уже вызывает любопытство. Как человек, родившийся и выросший в непосредственной близости античных руин, будет реинтерпретировать Гомера на московских подмостках? Вторая важная деталь — использование нового перевода, сделанного филологом и поэтом Григорием Стариковским. Самуркас уходит от белых хитонов, Стариковский — от пышности и литературных мелизмов Василия Жуковского.

Одиннадцатая песня «Одиссеи» рассказывает о путешествии героя в царство мёртвых, а тема смерти — самая вечная и общечеловеческая. Поскольку главная особенность любого эпоса — говорить на уровне архетипов, постановка в первую очередь представляет интерес с точки зрения их раскрытия. Герой поочередно встречает Эльпенора — молодого глуповатого воина, напившегося вина и упавшего с крыши; собственную мать Антиклею, умершую от тоски и, наконец, Агамемнона, зарезанного своей же женой. Мораль: не пейте вина, не забывайте мать, не верьте женщинам. Примечательно, что в театральной зарисовке отсутствует фигура прорицателя Тиресия, к которому по сюжету и приходит Одиссей. Почему? Видимо, потому что человек по своей натуре не способен довольствоваться готовыми ясными ответами, ему нужен собственный опыт, нередко травматичный.

Хотя российский театр очень текстоцентричен, а зрители склонны сравнивать любую постановку с «неповторимым оригиналом», в данном случае хочется уйти от привычной схемы поиска отличий и сконцентрироваться на присутствии современности в визуальном решении. 

Василиос Самуркас вместе с художником Юлианой Лайковой создают панк-визуальность. Тоги заменили черные полукимоно в стиле casual, а театральный задник превратился в глухую стену. На сцене нагромождение античных бюстов, среди которых хаотично установлены неоновые лампы, больше похожие на джедайские мечи; груда полупустых винных бокалов; пыль на полу и дымная завеса. Это трехцветный мир: только черный, белый и красный. Античная Греция лишается здесь слепящей белоснежности мрамора, на смену которой приходит эстетика dark side. Вершиной чудесного мракобесия становится появление Одиссея с ирокезом.

Современный театр тяготеет к минимализму, который, как ни странно, врезается в память сильнее любых барочных завитушек. Дело вовсе не в отсутствии бюджетов: просто лучше использовать одну сильную деталь, чем одурманить зрителя пышной роскошью. Здесь такой деталью стали белые мутные линзы мертвецов. Хорошая метафора, чтобы показать слепоту общества: каждый говорит и думает о себе, своя история дороже слушания. Неслучайно действие разворачивается, как сменяющие друг друга новеллы. Вы будто листаете ленту в соцсетях с бесконечными личными блогами, где каждому важно высказаться.

Сегодня обращение к Гомеру может восприниматься со скепсисом: зачем нам Античность, нафталин и старина? Другая сторона – отрицание: зачем портить добрую старину современной пластикой, хореографией, сценографией — фикция и игра на авторитетах. Тем не менее эпос тем и хорош, что он говорит базовыми формулами, которые можно облечь в современную форму и получить абсолютно актуальное произведение. Визуальность начинает доминировать над текстом и сама становится содержанием, главное, не переставать экспериментировать.

Оригинал статьи
Пресса
Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Эскиз спектакля «Зулейха открывает глаза» представлен в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2016
Театр станет территорией риска и лабораторных работ, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 26.05.2015
«Вывести свой вирус», Дмитрий Ренанский, Colta.ru, 22.05.2015
Финский театр на русский лад, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 16.04.2014
Братьев не выбирают, Сергей Петров, Ведомости, 13.09.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013