ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Ольга Хенкина
Мария Федосеева
Леонид Эрман
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Черная мистерия

Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
В концертном зале им. Чайковского Теодор Курентзис и Кирилл Серебренников показали «Мистерион» по произведению немецкого композитора Карла Орфа «Мистерия о конце времен».

В этом выборе значимо все: и то, что Карл Орф знаменит прежде всего своей сценической кантатой “Carmina Burana”, написанной в 1937 году и исполненной в фашистской Германии; и то, что никто другой, как Всеволод Мейерхольд, придумал в конце 1930-х пространство нынешнего Концертного зала имени Чайковского; и то, что мистерия, воплощенная в последнем произведении Карла Орфа (1971 год), стала определяющей темой нынешнего фестиваля «Территория», наполненной чувством трагизма современного мира.

Одним словом, нельзя было, кажется, придумать более точного завершения всего фестиваля, который начался спектаклем театра «Общество Рафаэля» и режиссера Ромео Кастеллуччи “Tragedia Endogonidia”, а к финалу показал спектакль-молитву бельгийского хореографа и режиссера Алана Плателя “VSPRS” — сокращенное до скороговорки название духовной оратории Монтеверди «Вечерня Пресвятой Деве», где сжатые в конвульсиях и спазмах одиночества тела молят о сочувствии и отчаянно пытаются обрести надежду.

«Мистерион» только усилил эту главную эмоцию. Художник Николай Симонов обнажил изначальную структуру зала им. Чайковского, ее связь с древнегреческим театром. Огромный оркестр под руководством Теодора Курентзиса (в него вошли хор и оркестр фестиваля «Территория», ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и «Мастера хорового пения» Льва Конторовича и Людмилы Ермаковой) расположился в «орхестре», в круге, отделяющем сцену от амфитеатра. Сама же «сцена», выдвинутая сильно вперед, была образована огромным светящимся супрематическим крестом, вписанным в овал. Когда же на его фоне воротами ада всплыл пылающий красный треугольник, пространство окончательно оформилось как посвящение первому русскому авангарду — Казимиру Малевичу и Всеволоду Мейерхольду. Над орхестрой повис круглый плафон — белый экран для видеоинсталляций Кирилла Преображенского. На нем то и дело плыло око Бога, потому что все действие мистерии — “Dies Irae”, «День гнева», или «Судный день», обрушенный на тела и города («Тело в городе» — так называлась тема нынешнего фестиваля).

На светящемся кресте сцены стонут сивиллы, предрекая всеобщее горе и суд божий (певицы Татьяна Куинджи, Марина Поплавская, Наталья Загоринская, Вероника Джиоева, Медея Ясониди, Юлия Корпачева, Наталья Владимирская, Татьяна Горбунова), уступая место анахоретам и их протагонисту, человеку в изысканном черном френче и тонких круглых очках, этакому Гамлету с книжкой (Евгений Миронов). Он в смятении и каком-то странном восторге проговорит об искушении, которое повсюду, выкрикнет в небо вопрос о смысле и цели существования и услышит бесстрастный ответ: «Знает только Бог».

Полные страшных и мистических смыслов слова «Прорицаний сивилл» и орфических гимнов поются и произносятся в «Мистерионе» по-гречески, а фрагменты из сборника средневековых текстов «Кармина Бурана» — по-немецки и на латыни (в мистерии участвуют и драматические актеры, кроме Евгения Миронова — Елена Морозова, Алла Казакова, Сергей Медведев и Валерий Петров). Весь этот многоязыкий хор, копошащийся на кресте, то и дело накрывают тени видеоинсталляций — ноги марширующих солдат, колючие проволоки лагерей, трубы печей, символы древних мистических культур, обрывки кинохроник ХХ века.

Черные знамена взлетают над крестом, парят в огромном пространстве зала им. Чайковского, вызывая воспоминания о гигантских факельных шествиях Третьего рейха. Предчувствие апокалипсиса, мрачное видение наступающих времен усиливаются, когда по рядам амфитеатра робко текут ручейки людей и маленькие фонарики едва мерцают в черном пространстве зала (сводный хор студентов «Территории»).

Люцифер скидывает свои черные доспехи и оказывается дрожащим существом с длинными рыжими волосами на немыслимо высоких ногах (культовая супермодель ведущих домов моды Данила Поляков). И хотя его заливает поток света, даря надежду на всеобщее возвращение к Отцу, финальные аккорды «Мистериона» выглядят тревожно и мрачно: мальчик с завязанными глазами долго и тяжко движется по тонкой доске, все время рискуя упасть. Звуки истаивают под куполом, замирают в тяжелом и мрачном оцепенении. 

Фестиваль «Территория» окончен, продемонстрировав изумленной публике исключительно продуманную программу.
Пресса
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
Кабаре военного времени, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.10.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Даешь шекспиризацию страны!, Алена Карась, Российская газета, 4.10.2006
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Голая пионерка, Елена Ковальская, Афиша, 7.03.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004