«Нас предупредили: будут провокации». Мирошниченко — о коллегах по МХАТу

Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 24.07.2022
24 июля народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко отметила 80-летие. 
По ТВ снова показали фильмы с её участием. Благо, показывать есть что: в «Андрее Рублёве» Тарковского Мирошниченко сыграла роль Марии Магдалины. В её фильмографии — «Дядя Ваня», «Вам и не снилось…», «Старый Новый год», «Кремлёвские куранты», «Пришёл солдат с фронта», «Рыжий, честный, влюблённый», «Зимняя вишня» и ещё несколько десятков картин. Но сама Ирина Петровна считает себя в первую очередь театральной актрисой, поэтому всегда отказывалась от кино (каким бы соблазнительным не было предложение) в пользу родного МХТ им. Чехова. При том что — вот уже ирония судьбы! — в её театральном репертуаре не было ни одной не главной роли.
Ирина Петровна не любит общаться с журналистами, считая, что её героини со сцены скажут больше, чем она сама. Однако на традиционных «Мхатовских пятницах» — проекте МХТ им. А. П. Чехова, в рамках которого с актёрами разных поколений беседует Вадим Верник — Ирина Мирошниченко согласилась поделиться воспоминаниями. Aif.ru выбрал самые интересные фрагменты из этой беседы.

«Японцы доставали платочки и плакали»

— По окончании Школы-студии МХАТ я попала в Художественный театр. Прихожу на первый сбор труппы и вижу: в зале на первых рядах сидит 33 народных артиста СССР. Тридцать три! Тарасова, Еланская, Андровская… Они образовывали костяк этого театра и задавали высочайшую планку. Именно они учили нас профессии. Такого, чтобы мы могли вести с ними долгие разговоры за чашечкой кофе, не было. Но мы репетировали и играли с ними. И это была — Школа!
Я, молодая актриса, сразу же окунулась в чеховский репертуар. Первой моей ролью на этой сцене стала Ольга в «Трёх сёстрах». Режиссёр Иосиф Моисеевич Раевский, Народный артист СССР, один из классиков и легенд Художественного театра, вводя новый состав этого спектакля, предложил мне, как ни странно, играть старшую сестру. На роль Маши была приглашена из Ленинграда Татьяна Доронина. В роли барона Тузенбаха — Олег Стриженов. Такая вот новая троица героев. Мы должны были быстро всё подготовить и поехать на гастроли в Японию. А политическая ситуация тогда была довольно сложная. На дворе 1968-й год, в Чехословакию введены советские войска. Говорили, что, возможно, зарубежных гастролей вообще не будет. Но, тем не менее, их не отменили. Нас всех предупредили, что будут провокации. И они действительно были. Когда мы выходили из автобуса, на улице стояли люди с плакатами и что-то возмущённо кричали по-японски.
Но при этом надо было видеть реакцию зрителей на наших спектаклях. Как они плакали! Слёзы зрителей ты можешь разглядеть, особенно когда сидишь на авансцене. И я потихоньку наблюдала, насколько внимательно японцы слушают текст — у них у всех были наушники. Но в один из вечеров зрители от наушников отказались: они держали перед глазами издание Чехова на японском языке, по ней следили за текстом, но при этом вслушивались в нашу интонацию. Им хотелось слышать чистую русскую чеховскую речь. А ближе к финалу все начинали доставать белые платочки и плакать. И по количеству этих платочков ты мог подсчитать, сколько японцев в зале хлюпают носами, растроганные чеховской пьесой.

«Таблетки — только народным!»

Отыграли мы гастроли, приезжаем в порт Иокогама, чтобы оттуда плыть назад в СССР, в Находку. Как сейчас помню, корабль назывался «Байкал». Путешествие должно было занять ночь и утро. Меня разместили в одной каюте с Татьяной Дорониной. Танечка — прелестная женщина. Мы с ней были очень дружны, поэтому обрадовались тому, что нас поселили вместе. Я разместилась на верхней полке, Таня — внизу. И всё бы хорошо, если бы не чудовищный шторм. Буквально наизнанку выворачивает, плохо, дурно. Но утром я думаю: как-то всё-таки надо выползти, посмотреть, что там наверху происходит. Выползаю и вижу: на палубе стоят все 33 народных артиста СССР: Павел Владимирович Массальский с женой, Борис Николаевич Ливанов с супругой и др. Шторм не утихает, корабль дико качает, а они дышат свежим воздухом. И всё происходящее им очень нравится. А я сине-зеленого цвета… Они на меня смотрят удивлённо: «Вам плохо? А разве вам не дали таблетку?» — «Нет!». Оказывается, таблетки от тошноты дирекция выдала только народным артистам. На остальных не хватило.

«Народного артиста я уронила»

В спектакле «Чеховские страницы» по рассказам Чехова мы играли с Павлом Владимировичем Массальским. Массальский вальяжный такой был. Настоящий барин. Я обожала его! Он всегда утром приходил на репетицию при бабочке, в клетчатом пиджаке. Красавец, моложавый, хотя ему уже за 60 было. А я совсем молоденькая, и, конечно, с пиететом к нему: ах, Павел Владимирович, ох, Павел Владимирович. И слышу: «Ты знаешь, Ириш, давай играй так, как будто я твой муж. Нечего тут. Нужно забыть, что я народный артист Советского Союза». Хорошо, думаю, давай играть так. Прихожу на первую репетицию, вижу его, восклицаю «Как я рада!» И бум его так рукой в плечо. И вдруг Павел Владимирович падает.
Упал он на пол, растерялся, лежит и говорит: «Ты что? Не знаешь, сколько мне лет?» Я заплакала, мне так стало его жалко! «Слава богу, не сломал ничего». — «Ну вы же мне сами сказали! Чтобы я себя естественно вела…» — «Ну, ты силы-то учитывай все-таки…»

«Все вы, артистки, глупы!»

В 1968 г. Борис Ливанов мне сказал: «Хочу ставить “Чайку”. Дам тебе роль». Я, счастливая такая, спрашиваю: «Нину?» — «Да что ты! Все вы, артистки, глупы! Нина — самая плохая роль. Я тебе дам лучшую роль! Маши!». И я истерически начинаю в памяти перебирать персонажей: это кто ж такая Маша в «Чайке»? Не помню! Потому что не настолько хорошо знаю пьесу. А сама при этом лепечу: «Да, да, спасибо большое!». «Ты не сомневайся, это будет у тебя лучшая роль, я всё придумал», — продолжает уверять меня Ливанов. И это действительно была моя лучшая работа — эта дочь управляющего поместьем, безответно влюблённая в Константина Треплева — его играл Олег Стриженов.
Многими годами позже Олег Ефремов пригласил меня уже в свою «Чайку» на роль Аркадиной. Ефремов сложный был человек, редко кого хвалил. И вот однажды, ругая меня на репетиции за то, что я плохо что-то делаю, он как довод привёл: «Ну ты же играла Машу! Я же был восхищён! Что ж ты сейчас не можешь сделать то, что я прошу?». Говорил он это таким злобным тоном… А я в тот момент была такая счастливая!

Оригинал статьи
2022
Павел Чинарёв и Елизавета Базыкина в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, телеканал «Культура», 23.12.2022
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Юрий Чурсин в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, Игорь Верник, телеканал «Культура», 16.12.2022
Павел Ворожцов в программе «Белая студия», видеосюжет телеканала «Культура», 12.12.2022
Дневник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: «Заговор чувств» (видео), фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», 9.12.2022
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
«Я признаю гибель своего класса», Павел Руднев, журнал «Знамя», № 10, 31.10.2022
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Юбилейный вечер Ирины Мирошниченко прошел в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2022
Епиходов, влюбленный в театр, Александра Машукова, Экран и сцена, 20.10.2022
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022
Навстречу «Новой оптимистической», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.09.2022
Младший брат Владимир Баталов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.09.2022
Ловец человеков, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 15.09.2022
Последний адрес Михаила Аркадьева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 13.09.2022
И это всё о ней. Марина Брусникина, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 12.09.2022
Театральный роман Александра Бенуа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.09.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Хабенский на сборе труппы заговорил о спецоперации, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022
К дню рождения Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 24.07.2022
Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022
Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
Олег Черноус: «Фотограф – всегда одиночка, даже в театре», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.06.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022
«Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022
В МХТ им. Чехова поставили «Маму» Флориана Зеллера, Наталья Соколова, Российская газета, 16.05.2022
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022
Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022
Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Егор Трухин: «„Мама“ — это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022
Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022
Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022
Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022
Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022
Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022
Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022
Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022