Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт

Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
У русского театра и пьесы «Сирано де Бержерак» особенные и очень длительные отношения — текст о благородном, но некрасивом острослове, добровольно поместившем себя во «френдзону», ставится в России вот уже более 120 лет. Русский Сирано — не столько герой мелодрамы, сколько вечный диссидент, неудобный человек, фрондер, а потому он обреченный и «лишний».

Режиссер Егор Перегудов выпустил версию героической комедии Ростана через двадцать два года после того, как Художественный театр последний раз обращался к этому материалу еще при Олеге Ефремове.
Нынешний спектакль с его метамодерновой вселенной — ироничный, дерзкий, напористый. Он вроде бы наполнен духом свободы и в то же время содержит пружину запрета. «Сирано» Перегудова — спектакль про отношения человека поэтического склада и с веком, и с самим собой. Нарочито эклектичный, соединяющий в себе приемы, эпохи, символы — это Сирано после всех предыдущих; попытка диалога не только с пьесой Ростана, но и с историей страны, где страдали поэты во все времена.

Режиссер вольно обращается с исходным текстом, который выступает здесь каркасом сценической версии. Актёров и студентов Школы-студии МХАТ (курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова 2022 года выпуска; ныне уже выпускники) Перегудов берет в соавторы: они сочиняют стихи, иногда позволяют себе дописать пару четверостиший за Евтушенко, в ткань повествования вплетаются драйвовые современные зонги. Прелесть спектакля — в спаянности текста Ростана со множеством других поэтических текстов, символов и контекстов, знакомых современному зрителю. Стихи Хармса и Олейникова, музыкальные отсылки к «АукЦыону», даже мушкетёр Д’Артаньян-Боярский — все выглядит одинаково уместно.

Линьер во фраке, с розовой мандолиной в руках (Антон Ефремов) настраивает зрителя на режиссерский театр: Перегудов оставляет из нескольких десятков героев («артистов не хватило, и режиссер их всех убрал, но билеты от этого дешевле не стали») всего семь персонажей. Публика смеется, занавес открывается, оркестр бойко играет мелодию, под которую Линьер декламирует «содержание предыдущих серий», чтобы зритель быстрее сориентировался в происходящем.

На пустой сцене высокая стена с прорезью, уходящая в перспективу, на ней огромное изображение Роксаны, наклеенное поверх обрывков старых афиш. Это стена помпезного театра с ложами, но ещё скорее подворотня, где находится бар или нечто в этом роде. Роксана не просто первая красавица Парижа, а дива из кино про «ревущие двадцатые». Пришедшие послушать её франты во фраках (среди которых Кристиан) на фоне «драной» стены выглядят как современная богема, которая тусуется в лофте на модном концерте. Роксана не только красива, но и недоступна — и потому Сирано мечтает о ней. Кого еще любить поэту, как не певицу с толпой обожателей? Да и режиссер не оставляет ему выбора: Роксана — единственная женская роль в спектакле.

На концерте появляется и вальяжный граф де Гиш в исполнении Игоря Золотовицкого — здешний «хозяин жизни», лицо местной власти. Импозантный стареющий герой, при всей внешней привлекательности он уже не может спрятать шпагу в ножны из-за тремора рук.

Гордый Сирано Юрия Чурсина не нуждается в гриме. Он «болен» тем же, чем, например, болен Мышкин Ильи Деля в спектакле у Петра Шерешевского — и тот, и другой, каждый по своему, мнят себя «уродами», недостойными любви, хотя объективно ими не являются. Их конфликт с обществом — в первую очередь проявление внутреннего конфликта с самими собой. Герой Чурсина будто бы сам придумал себе и нос, и уродство, использует их как повод начать стычку. Он невероятно, экзистенциально одинок, как и все персонажи спектакля, разбросанные по почти пустой сцене. Поэт у Перегудова — одиночка, уверовавший в собственную инаковость и одиночество, а потому существующий в оппозиции миру.

Когда Сирано шумно появляется из партера, чтобы прогнать Монфлери, которого приревновал к кузине — он дерзок, элегантен и блистателен. Громкий, привычный к «хайпу», он сцепляется с соперником, как сцепляются комментаторы в соцсетях, когда интеллект одного уступает интеллекту другого. Фехтование и дуэль на шпагах здесь — повод обменяться еще и словесными уколами. Терпеливый Рагно (Александр Усов), который в следующей сцене уговаривает товарища не драться с сотней вооруженных людей, — не просто кондитер, уважающий поэтов, а почти булгаковский Бутон при окруженном врагами Мольере. Сирано уже окружен недоброжелателями.

Жизнеподобие, которое легко предположить в первых сценах, оказывается ложным. Странный мир, выстроенный режиссером на сцене, — не что иное, как взгляд Поэта на жизнь, и этот взгляд отличается от обывательского. Сто рыцарей у Нельской башни выглядят как вращаемые ветром фигурки флюгера, а Роксана приезжает в боевой лагерь на мопеде из 1960-х и привозит еду в коробках из-под пиццы. Сирано Чурсина глубоко и безответно влюблен в героиню Анны Чиповской. Из элегантного задиристого смельчака он превращается в неуклюжего рохлю-интроверта в вязаном кардигане и коротких штанишках, когда приходит на «свидание». Мальчишкой его наверняка дразнили в школе, он научился ловко защищаться от нападок, но перед кузиной, в которую влюблен, он выглядит невероятно уязвимым.

Его бесхитростная, красивая и здесь определенно младшая сестра не вынесет, если её избранник окажется глуп. Сирано, как старший брат и как влюбленный мужчина, сделает все, чтобы она не расстроилась. Расстроить эту женщину для него страшнее всего на свете. Встречаясь, они с Роксаной фехтуют, как бы возвращаясь в детство с общими играми. Это живая и хорошо понятная зрителям сцена (как и сжигание писем под рок-музыку): Сирано держа рапиру будто бы воткнутой на уровне груди, по-мальчишески критикует себя — и вызывает смех узнавания. 

Отобрав шпаги у всех товарищей в сцене встречи с Кристианом, Сирано становится похож на дикобраза. Он сам подначил соперника пошутить про нос, и защищается теперь, окружив себя «иглами». Сцена обсуждения «любовных дел» по настроению — мальчишеская, и тоже находит эмоциональный отклик в зале. Невольная дружба Сирано и Кристиана, их отношения — это и «шефство» старшего над младшим, и мальчуковый азарт ради призрачной идеи вместе обольстить красотку. Встреча под балконом превращается у Перегудова во встречу у барной стойки. Публика живо реагирует на неудачные попытки Кристиана сложить слова в предложения, а Роксана, не услышав желаемого, берется за бутылку. Герои Чурсина и Котрелева продолжают школьную игру, начатую в прошлой сцене: двое друзей пришли «на дело», и более смелый подсказывает нерешительному.

В начале второго действия к высокой стене приставлены лестницы на колесах. Сцена затемнена и эти приспособления кажутся игрушечными в условиях боевых действий. Фокус внимания в этой части спектакля сделан не столько на осаде Арраса, сколько на самой теме «поэт и война». Пугает звук воздушной тревоги, греются около «буржуйки» солдаты. Форма, в которую одеты герои, принадлежит всем эпохам одновременно — это форма «вообще». Тревожное хармсовское стихотворение «Голод» и мрак почти пустой сцены создают атмосферу безысходности.

Роксана, возникающая среди мрака в пышном платье «а-ля 1960-е», абсолютно чужеродна этой атмосфере. Здесь нет жизнеподобия, но снова есть взгляд Поэта: вот так все должно выглядеть, вот так — красиво. Красота определяет: женщина, объект тайной любви, должна приезжать на войну к жениху именно так – прекрасно и поэтично.

Но Сирано горько просчитался в сочинении своей художественной картины мира. Не обладающий красноречием Кристиан обладает огромным благородством. Как только он понимает, что Роксана влюблена в поэзию де Бержерака и полюбила бы автора строк даже уродом, он фактически совершает самоубийство, высунувшись из-за стены.

Кристиан становится поэтом после смерти. Сидя на авансцене, Кузьма Котрелев читает стихотворение Евгения Евтушенко «Мне снится старый друг». Как поет группа «ЧайФ»: «Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт». Кристиан не так прост и функционален, как о нём привыкли думать: а вдруг, если бы он не погиб, со временем действительно стал бы поэтом?

Роксана не уходит в монастырь, а посвящает себя благотворительности, работая в столовой: то ли лагерной, то ли социальной, а, может, для ветеранов войны. Она носит не траур, но мужской костюм, тем самым отрешаясь от женственности и от высшего света. Их последняя встреча с Сирано и сцена с письмом сыграны на предельном градусе актерской искренности и лишены театральности. Жалкий, слабеющий, невероятно трогательный де Бержерак читает любовное послание наизусть, держа в руках закрытую шкатулку, где Роксана хранит письма. Сирано открывает ее только на последней строке — внутри лежат горелые обрывки бумаги. «Как вы читаете?». Сцена по-настоящему жуткая: Роксана набрасываться на Сирано в ярости, и не столько из-за того, что давно затеянная интрига лишила её возможного женского счастья, но больше от бессилия. Друг напротив друга стоят мужчина и женщина, по которым жерновами прошелся жестокий век: она потеряла мужа на войне и теперь моет жестяные плошки, он - не пошёл на сделку с совестью, оказался неудобен власти, и, в конце концов, его «убрали». У Сирано как и у многих интеллигентов лучше всего получалось не давать в обиду обездоленных и отчаянно донкихотствовать, отдавая все другим, но он обречен на неустроенность собственной жизни.

В конце спектакля под гитару зачитывают перечень репрессированных поэтов, режиссеров, композиторов советской эпохи. Сирано де Бержерак замыкает эту последовательность.

Полина Зонова окончила филологический факультет Нижегородского университета в 2014 году, ведет блог о театре, публикуется в городских изданиях.

Оригинал статьи
2023
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Фильм на жестовом языке «МХТ. Выход на сцену», проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих», 13.12.2023
Творческий вечер балерины Елизаветы Кокоревой прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова представил неожиданную трактовку Шекспира, видеосюжет телеканала «Россия 24», 2.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Культурный форум в Петербурге показал многополярность сегодняшнего мира, Александр Буренин, Телеканал «Санкт-Петербург», 18.11.2023
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
125 лет отметили шаурмой, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 2.11.2023
«Артисты сказали свое слово об Олеге Ефремове», Александр Мельман, Московский комсомолец, 31.10.2023
МХТ имени Чехова отметил юбилей, Юлия Богоманшина, видеосюжет телеканала «ТВЦ», 30.10.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
Невыживший. Памяти Сергея Шкаликова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 29.09.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Два Прудкина, Александра Машукова, Музей МХАТ, 13.09.2023
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в Горки, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Помощник Олега Табакова: «Для него работать 24 часа было нормально», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«МК» объявляет лауреатов своей театральной премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
Смех Андровской, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 21.07.2023
Николай Тарасов. Баловень, не умевший радоваться жизни, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.07.2023
Когда количество обгоняет качество, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.07.2023
Галина Зальцман – о постановке в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
В МХТ имени Чехова представили «Игрока», видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Леонид Леонидов. Человек трагического взлета, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.06.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Жизель Эдуарда Кочергина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.06.2023
Елена Майорова. «Перламутр женской беды», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.05.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
Мария Кнебель. Живое знание, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
Неисчерпаемый Немирович, Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
«Эрмана на вас нет!», Евгения Кузнецова, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023