ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

21 вопрос для Алексея Кравченко

Пресс-служба МХТ, 14.10.2014
18 и 19 октября МХТ показывает «Сказку о том, что мы можем, а что нет» (в главной роли Алексей Кравченко) в Санкт-Петербурге на фестивале «Александринский».

- Как бы Вы объяснили пятилетнему ребенку, чем занимаетесь?

 — Объяснял бы издалека, от Деда Мороза. Мой ребенок, правда, видит меня в телевизоре и уже ни о чем не спрашивает. Когда ребенок стал постарше, появились уже другие вопросы: «Почему так долго тебя нет? Где пропадаешь?» Ты говоришь, что, например, у тебя «Карамазовы», он говорит: «Отлично, дай почитать». Ребенок читает, а потом так мимоходом, спокойно говорит: «Да, теперь я понимаю, где ты пропадаешь…»

- Вы любите путешествовать?

 — Безумно! Когда я смотрю на пролетающий самолет, я хочу туда. И неважно, куда он летит. 

- Чем Вы гордитесь?

 — Я горжусь тем, что мне никто никогда ничем не помогал. Я сам проходил все барьеры. Горжусь тем, что служил. И не год и не два, а три. У черта на рогах. Горжусь тем, что у меня за плечами есть фильм «Иди и смотри», что работал с Элемом Климовым. Детьми своими горжусь, окружением, друзьями.

- Что нового Вы открыли в этом году?

 — Весь год был очень плодотворный. И я понял, что чем больше ты себя нагружаешь, тем лучше результат. Это как в спортзал ходить – чем сложнее задача, тем совершеннее ты из него выходишь. Все время хочется большего, в пять раз больше материала. И я знаю, что я могу поднять еще.

- Кто Ваш главный критик?

 — Меня либо хвалят, либо в лоскуты. Поэтому там, где в лоскуты, читать интереснее. Вот уж кто главный критик, так это народ, который никогда не будет льстить. Мой тесть Лев Борисов был для меня настоящим критиком. Он всегда очень тонко чувствовал, особенно фальшь.

- Есть что-нибудь, что Вы не сделали в своей жизни и жалеете об этом?

 — Я не выучил английский язык и до конца не овладел гитарой.

- С годами круг Ваших близких и друзей расширяется или наоборот?

 — Друзья – это как хорошее вино, проверяется временем. Кто-то уходит, кто-то остается. Надо уметь дружить, а не пользоваться дружбой.

- У Вас есть свой собственный способ излечиться от депрессии?

 — У меня не бывает депрессий, бывает плохое настроение. Сяду на мотоцикл, и все проходит. 

- Кем Вы представляете себя через 10 лет?

 — Надеюсь, не пузатым, не обрюзгшим и не с потухшим взглядом. Надеюсь, как сейчас.

- У Вас есть любимый этап/период вашего творчества?

 — Очень переживаю, если кого-нибудь сейчас пропущу. Ладно, начнем с кино:
Элем Климов, «Иди и смотри». Это тот первый камень, который заложил фундамент в мое серьезное отношение к работе. Не жалеть себя. Делать больше, чем можешь.
Денис Евстигнеев, «Мама». Это тот случай, когда все на площадке понимают, что ты профи. Иначе тебя бы сюда не пригласили. Нужно показать все, на что ты способен.
Александр Сурин, «Цветы от победителей». Режиссер потрясающе построил отношения внутри съемочной группы, мы ощущали себя командой, проводили кучу времени вне площадки вместе, практически стали друзьями.
Владимир Котт, «Муха». Так много я ни к кому не ездил на пробы. Это был великолепный опыт работы с режиссером, который точно знает, чего он хочет.
Что касается театра, нельзя не сказать о первом серьезном режиссере, который позвал меня в свой спектакль. Это, конечно, Кирилл Серебренников, «Откровенные полароидные снимки» в Театре им. Пушкина. Это был настолько не привычный для меня материал, что первое время я думал о том, чтобы покинуть проект. Как я узнал позднее, ребята даже делали ставки: уйду я или нет. Потом появились «Мещане» в МХТ, «Человек-подушка», «Трехгрошовая опера» и многое другое. Серебренников мне очень многое дал.
Потом в моей творческой жизни появился Константин Богомолов. Первая работа с ним – «Идеальный муж». Казалось, что ничего сложнее быть не может. И тут, почти сразу, мы начали репетировать «Карамазовых». Тяжелейший материал, очень высокое напряжение. Даже сейчас я всегда волнуюсь перед спектаклем. Но с такими режиссерами ты растешь.
Сразу после появился Марат Гацалов. Это совершенно другой режиссер. Очень интересный и не простой текст. Ты работаешь в закрытом пространстве, темнота и зритель сидит «у тебя на носу». Тот случай, когда режиссер дает жесткие рамки, но при этом ты свободен внутри них. Самое главное и сложное — не терять градус текста. Все мои чувства обостряются. Сложность этого спектакля в том, что любую реакцию зрителя ты можешь услышать и увидеть.

- Может ли театр изменить жизнь?

 — Он ее и меняет. Я без театра не могу. Театр – это все для актера.

- После какого случая в Вашей жизни выбор театральной профессии стал необратимым?

 — В юности я мечтал стать музыкантом, мечтал, что у меня будет своя рок-группа. После фильма «Иди и смотри» что-то во мне поменялось, но я этого еще не осознавал. Заканчивая службу в ВМФ, я понял, что начинается большое плавание. И я решил, что надо поступать. Серьезно готовился, занимался с педагогами и поступил в Щуку.

- Что самое ценное в МХТ и чего театру сегодня не хватает?

 — Самое ценное для меня здесь: ты должен выложиться на 100 процентов и даже больше. Это заставляет тебя работать, развиваться, постоянно искать что-то новое, здесь тебе никогда не дадут превратиться в дерьмо. Не хватает режиссеров. Еще режиссеров! Больше режиссеров!

- Афоризм, который определяет Вашу жизнь.

 — Всегда крути хвостом! Не спаааать!

- Можно ли добиться правды, не сражаясь?

 — Как правило, за правду либо ты бьешь, либо тебя. Все зависит от того, что ты выбираешь.

- Что вы выберите: потерять все свои прошлые воспоминания или никогда не иметь новых?

 — Честно сказать, я не готов потерять старые воспоминания. 

- Если не сейчас, то когда?

 — Сейчас и только сейчас.
Пресса
Король не будет спать, Алла Шевелева, Театральная афиша, № 3, 17.03.2017
Рецензия: «Макбет», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.06.2016
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
Падший Мефистофель – «Мефисто» – МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 6.06.2016
Макбет начинает и проигрывает, Светлана Наборщикова, Известия, 25.05.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Алексей Кравченко в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 19.04.2016
«Макбет свободен только на поле боя», Зоя Игумнова, Известия, 19.04.2016
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
Алексей Кравченко: Главное – ощущать азарт жизни, Мила Серова, Театральная афиша, 2.03.2015
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет» на фестивале «Александринский», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 27.10.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
21 вопрос для Алексея Кравченко, Пресс-служба МХТ, 14.10.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
«Человек-подушка». Впервые в Перми, видеосюжет Урал-Информ Пермь, 14.10.2013
Категорический императив с катапультой, Анна Степанова, Петербургский театральный журнал, 10.2013
Серийные модели ада, Ольга Егошина, Новые известия, 30.09.2013
Спектакль в одном отделении, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.09.2013
Стражи махмудовской государственности, Марина Токарева, Новая газета, 27.09.2013
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет», Анна Чужкова, Культура, 27.09.2013
Крестовина тайны, Алена Карась, Российская газета, 26.09.2013
Кафка сказок, Николай Берман, Газета.ru, 26.09.2013
Небо в лампочках, Наталия Каминская, Театрал, 26.09.2013
Премьера в МХТ: Вертикаль не стоит, Олег Зинцов, Ведомости, 25.09.2013
Сказка, призывающая в свидетели, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 24.09.2013
В МХТ имени Чехова пришли оборотни в погонах, Алла Шевелева, Известия, 23.09.2013
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
За стеной всё те же мы, Ксения Ларина, The New Times, 16.09.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 25.02.2013
Opus magnum Константина Богомолова, Ксения Ларина, The New Times, 18.02.2013
Чиновники-геи любят друг друга на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Гей, маргиналы!, Марина Давыдова, Время новостей, 8.04.2002