ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Люди и манекены

Елена Ямпольская, Новые Известия, 26.12.2000
Э. -Т. -А. Гофман. «Песочный человек». Театр-студия Олега Табакова. Инсценировка и режиссура Александра Марина, художник — Валентина Комолова, хореограф — Рамоне Ходоркайте, художник по свету — Сергей Скорнецкий. 

Этот спектакль будет доставлять удовольствие зрителю вне зависимости от сезона, но смотреть его в католический сочельник — особый кайф. Всем, собравшимся на премьеру 24 декабря, крупно повезло. Для такого вечера нет ничего лучше волшебной страшилки (в «Табакерке» жанр «Песочного человека» определили как «триллер времен Просвещения»). По соседству со мной две растерянные дамы всю дорогу тоненько жаловались: «Непонятно, непонятно», однако не отрывали глаз от сценического пятачка и жили общим с более догадливыми зрителями напряжением. Даже если что-то непонятно, все равно безумно интересно. Час тридцать пять минут без антракта пролетают как один миг. 

Знаменитый же табакерковский пятачок в очередной раз сыграл роль магического кристалла: будучи стесненным в трех общедоступных измерениях, он опять успешно отыскал лазейку в четвертое. Просто поразительно, сколько людей, событий, времен и мест действия может разместиться в скромном по объему воздушном кубе. (Подобный ошеломляющий эффект в театре — большая редкость. Как правило, его испытываешь, закрывая очень хорошую книгу: надо же, кипа склеенных листочков, а в них отдельный мир. ) Сцена «Табакерки» завораживает, потому что наполняют ее талантливые люди. В частности режиссер Александр Марин, который работает все изобретательнее и смелее. «Песчаный человек» — красивое, изощренное зрелище, с отлично подобранной музыкой, качественными пластическими номерами, богатыми световыми примочками, некоторым количеством голого женского тела (плюс обнаженный торс Виталия Егорова) и прочей соблазнительной театральной чертовщиной. Премьеру Марина можно смотреть просто как страшную сказку для взрослых, вздрагивая и млея, а можно, набравшись мужества, с головой окунуться во вполне реалистичную и от того не менее жуткую ее проблематику. История способного юноши, который хочет всего-навсего учиться живописи, но случайно внедряется в тайное братство великих мастеров. В своеобразную масонскую ложу. Только члены этой ложи называют себя не каменщиками, а кукольщиками. Ценой гигантских усилий, штучно и медленно, мучаясь над расчетами и готовые к преступлению, они создают кукольные подобия живых людей. То есть вступают в конкуренцию с Господом Богом. Дополнительный шок юноша испытывает, когда узнает, что первый одушевленный автомат вышел много лет назад из рук его родного отца, давно уже сгоревшего заживо… Психически здоровых персонажей в «Песчаном человеке» нет. Если не считать, конечно, невесту художника и его младшего брата, которые, впрочем, несмотря на свою скучную природную нормальность, ближе к финалу все-таки съезжают с катушек. Главный герой — в силу болезненной художественной впечатлительности — съезжает значительно быстрее. У него нет ни сил, ни воли, чтобы противостоять гениальному помешательству, не проникнуть в заговор помраченных и не стать одновременно соучастником и жертвой. Вот он уже делит свою любовь между живой Кларой и рукотворной Коппелией (и та и другая — Дарья Мороз). Вот не желает более лицезреть земную действительность без волшебных очков, обостряющих чувства подобно сильному наркотику. Любовь к искусству обернулась страстным желанием разъять гармонию, как труп, и воссоздать из трупа иную гармонию. Яд новых возможностей, близких и бесконечных, отравил Натану и мозг, и душу. Выход один — смерть. Вернее, переход в мир кукол. Переход, который вполне может обеспечить ему новый приятель — кукольных дел мастер Коппелиус, песочный человек из детских кошмаров, еще одно создание сгоревшего отца. Урод, когда-то запугавший своего создателя, как, возможно, люди запугали Своего… Дмитрий Бродецкий в роли Коппелиуса — лучшая актерская работа спектакля. Страшный, смешной, безумный, заводной, обаятельный, он отсылает зрительскую память к Коровьеву и наводит на мысль, что на труппу «Табакерки» в принципе можно недурно разложить главный роман Михаила Афанасьевича Булгакова…

Вечное противостояние и вечное взаимное прорастание искусства и жизни. Между святым искусством и проклятым якобы пропасть, но и то и другое может до судорог взволновать душу человеческую. Сколь трудно уклоняться от дьявольского совершенства — об этом «Песочный человек». И, наверное, еще об одном. Кто из нас, потеряв любимого, отрекся бы от соблазна получить в подарок его ожившего двойника? И кто отказался бы сам превратиться в куклу, чтобы снова обрести свою любовь? У песочного человека была бы обширная практика. Во всяком случае до сегодняшнего времени. С изобретением клонирования ему, конечно, пришлось бы отправиться на покой.
Пресса
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Дарья Мороз в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 25.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
«Мужья и жены»: бег по кругу, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
Абсолютная математика Дарьи Мороз, Ирина Удянская, Watch Russia, 10.05.2017
На сборе труппы в МХТ Табаков удивил всех, видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.09.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Коротая жизнь за мечтой, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 21.10.2015
Год, когда он умер, Сергей Лебедев, Современная драматургия, № 3, 29.09.2015
МХТ имени Чехова, «Юбилей ювелира»: поистине ювелирная работа, Мария Демидова, Ярославский регион, 15.09.2015
«Юбилей ювелира» с Олегом Табаковым, Эмилия Деменцова, The Holliwood Reporter, 17.08.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Память сердца. Эпизод 6, Эмилия Деменцова, Театрон, 23.04.2015
Люби свою королеву, Елена Левинская, Театральная афиша, 22.04.2015
«Юбилей ювелира»: а дальше — тишина?, Ирина Шведова, Московская правда, 21.04.2015
Память сердца. Эпизод 5, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.04.2015
Память сердца. Эпизод 4, Эмилия Деменцова, Театрон, 13.04.2015
Память сердца. Эпизод 3, Эмилия Деменцова, Театрон, 8.04.2015
Память сердца. Эпизод 2, Эмилия Деменцова, Театрон, 2.04.2015
Его величество, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 30.03.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Смерть без эмоций, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.03.2015
Граница между светом и тьмой, Ксения Ларина, The New Times, 23.03.2015
Взгляд с экрана, Вячеслав Суриков, Эксперт, 21.03.2015
Придет ли к Табакову королева?, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
9 вопросов для Дарьи Мороз, Пресс-служба МХТ, 18.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
Табаков попытался заглянуть за край, Марина Райкина, Московский комсомолец, 11.03.2015
Кто любит свою королеву…, Елена Дьякова, Новая газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Королевская старость, Алла Шендерова, Colta.ru, 6.03.2015
«Юбилей ювелира», «Страна мальчишей» и «Жизнь в движении», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 4.03.2015
В МХТ грядет громкая премьера: в главной роли Олег Табаков, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 3.03.2015
Олег Табаков сыграет ювелира, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2015
Табаков рассказал про «Юбилей ювелира» и свой собственный, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.03.2015
Дарья Мороз: «Первую роль я сыграла младенцем», Светлана Васильева, Омская правда, 14.05.2014
Дарья Мороз: «У нас из всего делают драму», Ирина Чернышева, ИА «ОмскПресс», 12.05.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Дарья Мороз: «Хочу дружить со своим возрастом», Елена Чайкина, Вокруг ТВ, 29.08.2013
Суд публики, Анна Наринская, Коомерсантъ Weekend, 15.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 25.02.2013
Opus magnum Константина Богомолова, Ксения Ларина, The New Times, 18.02.2013
Чиновники-геи любят друг друга на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Дарья Мороз, Нина Соловей, Пермская афиша, 10.07.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Дарья Мороз: «Пусть лучше меня считают склочной», Елена Добрякова, Невское время, 6.04.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Дмитрий Дюжев в роли Лаврецкого, Видеосюжет телеканала «Звезда», 7.11.2009
Премьера спектакля «Дворянское гнездо», Видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 6.11.2009
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
Современный Декамерон, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 24.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Дарья Мороз учится на своих ошибках, Алина Фрейд, Ваш досуг, 22.07.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Люди и манекены, Елена Ямпольская, Новые Известия, 26.12.2000
Триллер имени Гофмана, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2000