ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи»

Ольга Дубинская, Театральная жизнь, 1990
Многие годы одним из самых признанных бродвейских авторов, подлинным метром комедийного жанра считается Нил Саймон. Он из года в год пишет и ставит комедии, сознательно обращаясь к максимально широкой аудитории. Одну из его последних пьес, недавно увидевшую свет рампы на Бродвее, — армейскую историю в двух частях «Блюзы Билокси» — критики, вполне возможно, назовут «крепко сделанной», «откровенно коммерческой» и будут по-своему правы. Но за внешним комизмом текста и ситуаций явно стремление драматурга затронуть проблемы важные и актуальные.

1943 год. На американской военной базе Билокси в течение нескольких недель поборник армейской дисциплины сержант Мервин Джейн Туми ломает души «зеленых юнцов», постигающих школу войны. Война калечит их судьбы.

Подготовка молодых людей к тому, чтобы убивать других молодых людей, — одна из наиболее распространенных и острых тем в литературе США. Особенно популярной она стала в 70-е годы, когда для американского общества наступил этап осмысления только что завершившейся войны во Вьетнаме.

Однако внимание автора пьесы уделено не войне как таковой, но армии, сосредоточено на отдельном взводе, моделирующем общество с его проблемами и вопросами.

В афише Театра-студии под руководством О. Табакова название «Билокси-блюз» появилось в конце 1987 года — того самого года, когда наше общество повернулось лицом к трагическим судьбам «афганцев». «С периода второй мировой войны? поколение сменялось поколением только для того, чтобы очутиться в военных лагерях, в траншеях с ружьем в руках, в ранней могиле — писал публицист Филипп Боноски. — Там они научились убивать раньше, чем бриться. И если они задавали вопрос: „Почему и зачем?“ — то задавали его именно тогда и там».

Начальные фразы спектакля, которые доносятся сквозь перестук вагонных колес, — своего рода заявка на сценическую откровенность, граничащую порой с грубым натурализмом. Периодически зал взрывается от хохота, охотно реагируя на солдатский юмор, без которого невозможно представить атмосферу жизни на военной базе.

Молниеносной постановкой трех армейских двухэтажных коек перед нами возникает казарма, душевая, бордель, танцзал, вагоны отходящего поезда (художник А. Боровский).

В спектакле оживает дневник одного из солдат — Юджина М. Джерома, — дневник, сохранивший сиюминутные мысли, характеристики персонажей, хронику жизни в Билокси. Суровые будни новобранцев в общем схожи во всех странах и во все времена, как схожи и сами новобранцы.

Спектакль движется от бездумного смеха к горькой иронии, и мы ощущаем пропасть между комичностью фона и трагичностью подлинного существования героев. Смысл всего происходящего обретает пронзительную определенность в сцене, где звучат слова о том, что из них шестерых к концу войны должны погибнуть «четыре целых человека и восемь сотых от пятого». Но наши герои по-прежнему отмахиваются от смерти, превратив самою мысль о ней в игру. Это не «пир во время чумы», а скорее ребячество, спасительное неверие в обстоятельства, подчас принимаемые ими за условия игры.

Юджин Моррис Джером, когда его играет Алексей Бурыкин, юношеской непосредственностью интонаций, точностью оценок и легкостью юмора схож порою с Холденом Колфилдом из «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. (Юджин в исполнении Антона Табакова несколько взрослее и тверже, он - человек с уже почти сложившимся характером.)

Сэлинджеровская нота, внесенная А. Бурыкиным, слышна и в сцене посещения Юджином солдатского борделя, его знакомства с проституткой Ровеной. Героиня Марины Зудиной производит впечатление девчонки, попавшей в это заведение недавно и случайно. У нее нет своего прошлого. Не верится ни тому, что она промышляет тут по «выходным», ни тому, что она замужем. Они ровесники, выглядят здесь детьми — Ровена Марины Зудиной и Юджин Алексея Бурыкина. Он и она будто случайно сюда попали и теперь испытывают неловкость. Они вполне могли «здорово с ней поговорить», в чем признается Юджин, приходя в казарму. Но совершенно иные отношения складываются у Юджина с Ровеной, когда ее играет Евдокия Германова. Это Ровена много старше Юджина, и у нее преобладает элемент снисходительности в общении с ним. Обаятельная, добрая, по-своему мудрая, она не вызывает к себе никакой неприязни.

Один за одним выстраиваются эпизоды, постепенно открывая нам всю противоестественность положения, в котором оказались герои.

? Зал разражается дружным смехом, когда сержант Туми (С. Газаров), четко делая ударения в словах, произносимы почти по слогам, назидательно объявляет: «Нарушением нравственности считается, когда надлежащий объект отсутствует и заменяется объектом ненадлежащим, но в данный момент присутствующим».

Сержант Беккер «застукал в сортире» двух солдат, из которых один другому заменял «надлежащий объект», будучи, соответственно, «объектом ненадлежащим». Одного задержали, другой скрылся в казарме? взвода Туми. «Матка Боска!» Туми взбешен: позор на весь взвод! Вот они выстроились в ряд, сержант подходит к каждому, пристально заглядывая в глаза. Сам он, похоже, сталкивался с этим довольно часто за долгие годы своей службы. В нем и бешенство, и ирония: «Ну? Девчоночки!» Кто из шестерых? Мы вместе с сержантом пытливо вглядывается в лица солдат. Всех сразу и поочередно. Арнольд Эпштейн (А. Марин) — достоинство и презрение, Юджин Морис Джером — мальчишеское любопытство, Дональд Карни (В. Никитин) — растерянность, Рой Сэлридж (А. Мохов) — агрессивное тупое любопытство и испуг, Джозеф Виковский (А. Смоляков) — непробиваемое равнодушие и самоуверенность, Джеймс Хеннеси (А. Серебряков) — сержант бросает беглый взгляд на этого сильного красивого парня? «Среди вас есть глаза, на месте которых я не хотел бы оказаться!» Чьи глаза? — не дает покоя вопрос. Что-то незаметно ударяет в мозг, и поневоле взгляд задерживается на Хеннеси. Еле уловимо на протяжении всего разбирательства лицо этого солдата обретает все более мужественное выражение, как-то по-особенному распрямляются его плечи. Нет! — гоним от себя навязчивую догадку. Через три минуты все станет ясно? и обидно. Обидно за Хеннеси. Почему же именно он? Именно тот, кто не тонет в море всеобщей дерзкой фантазии и пошлятины, а искренне и трогательно признается, что «хотел бы провести последнюю неделю своей жизни в кругу семьи», тот, кто оказывается наиболее человечным и справедливым, когда его товарищи оголтело шарят в личном дневнике будущего писателя, вычитывая собственные характеристики, тот, кто постоянно старается защищать Арнольда Эпштейна от издевательство и антисемитских выпадов «сильных взвода сего». У каждого свое уродство, и оно проявляется именно здесь. Ситуация выворачивает человека наизнанку, демонстрируя его душевную и физическую нечистоплотность, слабость.

Но нельзя забывать, что герои спектакля — «зеленые юнцы» и, как свойственно всему «зеленому», инстинктивно тянуться к свету. Сцена встречи Юджина с девушкой Дези (А. Табакова или М. Полтева) и следующая за ней грустная пантомима достаточно красноречивы. (Правда, образ Дези весьма схематичен.) Юджину повезло: он влюбился. Он танцует, трепетно держа руку своей Первой любви, танцует неуклюже и стесняется самого себя. Ребята тоже хотят познакомиться с Дези, но только дурачатся вокруг танцующей пары. С точки зрения неизменного комического фона это смешно, но, с другой стороны, драматично. Для солдат миг появления этой девушки — солнечный зайчик, промелькнувший среди серых армейских будней, для Юджина он станет молнией, озарившей своим светом юность и исчезнувшей в военном мраке.

Арнольд Эпштейн? Нервный, интеллигентный еврейский юноша мужественно сопротивляется той жизни, в которую вовлекает его война. Нелегко понять этого сдержанного, совсем неординарного человека (а именно таким предстает Арнольд в исполнении Александра Марина).

У каждого свой способ существования в навязанных условиях. Арнольд «воюет» с армией, армия воюет с ним. Сержант Туми концентрирует в его сознании все то, против чего он протестует. В течение всего спектакля между этими двумя разворачивается борьба, завершившаяся победой Арнольда. Но в итоге он неизбежно окажется раздавленным жестокой военной действительностью, ибо столь тонкие и по-своему сильные люди, так называемые «белые вороны», усложняют жизнь, а война не любит сложностей. «Арнольд Эпштейн пропал без вести. Тело его найдено не было», — сообщит в финальной сцене постаревший в испытаниях Юджин. 

Но армия калечит жизни не только молодых солдат, она беспощадно расправляется и со своими преданными рабами. «Вдребезину пьяный сержант» Мервин Джейн Туми, оказавшись «под колесами» армейской машины, за состраданием обращается к рядовому Эпштейну.

Жалкое создание ползает в ногах рядового солдата, беснуется, угрожает пистолетом, исповедуется, плачет. Всем своим существом приросший к войне, вскормленный ее кровавым молоком, он воспринимает неизбежную отставку как смертную казнь.

Но образ сержанта в спектакле не столь однозначен, как может показаться. Исполнение этой роли могло не выйти за пределы изображения зверства, тупости, хамства, если бы не Сергей Газаров. Он уловил в своем герое его, может быть, самые сокровенные человеческие черты. «Играя злого, ищи, где он добрый» — в этой формулировке К. С. Станиславского ключ к роли С. Газарова. Актер играет довольно умного и, как ни странно, незлого человека, в свое время тоже «изуродованного».

«Идиот! Уйди с моей дороги» — рычит Туми, сдавливая горло рядового Эпштейна. — Ты мешаешь мне! Я спасаю им жизнь?" — вот так неожиданно вдруг открывается суть «воспитательской» деятельности этого сатрапа.

Свирепый сержант с военной базы Билокси порой вызывает у зрителя сострадание. Возникает даже какое-то странное, отнюдь не злорадное чувство, когда по приказу рядового Эпштейна: «Сержант Туми, сто отжиманий!» — совершенно раскисший вояка рухнет на пол, и это станет заключительным аккордом развития его взаимоотношений с новобранцами. После этого в темноте и грохоте он исчезнет с глаз зрителей и непосредственно из жизни уже «обломанных» им юнцов, отправляющихся воевать.

Комок подкатывает к горлу, когда эти уже близкие для нас люди один за другим уходят в распахнутые тяжелые ворота, как в бездну. Мы слышим только краткие сообщения о дальнейшей судьбе каждого из них, в этот момент особенно остро ощущая всю горечь армейской истории «в распрекрасном Билокси на Миссисипи»?
Пресса
Марина Зудина: Я между женским счастьем и актерским выберу женское, Культурный обмен с Сергеем Николаевичем, ОТР, 31.03.2017
На сцене МХТ состоялся концерт ко Дню всех влюбленных, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2017
Вудиальный скандал, Светлана Наборщикова, Известия, 11.01.2017
Богомолов поставил в МХТ Вуди Аллена, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.12.2016
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
Марина Зудина в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 28.11.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Вуди Аллен и Константин Богомолов. Что-то будет, Ольга Демченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 26.11.2016
Олег Табаков вручил именную премию, видеосюжет телеканала «РЕН-ТВ», 24.03.2016
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Табаков дель арте, Эмилия Деменцова, Театрон, 15.11.2015
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
Миледи, лучшая ученица Табакова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 10.10.2015
Какие премьеры ждут московских театралов?, видеосюжет телеканала «Мир 24», 5.09.2015
Королевская сага Марины Зудиной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.09.2015
Новый сезон в МХТ имени Чехова открылся тремя спектаклями, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2015
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
Олегу Табакову – 80!, видеосюжет телекомпании ОТР, 17.08.2015
Марина Зудина в программе «Утро на 5», видеосюжет Пятого канала, 23.04.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
Марина Зудина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 10.03.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
Премьеры и долгожители московских театров, видеосюжет телеканала «Москва 24», 10.02.2015
Марина Зудина: «Я умею быть счастливой…», Влад Васюхин, Ваш досуг, 30.01.2015
«Карамазовы» и другие фантазии на тему классики, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 26.11.2014
Марина Зудина в программе «Утро», телеканал “LifeNews”, 5.10.2014
Марина Зудина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.09.2014
Марина Зудина: С Табаковым я всегда ощущала себя единственной, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 14.09.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Олег Табаков: «Меня пытались извести», Анна Балуева, Комсомольская правда, 4.04.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 25.02.2013
Opus magnum Константина Богомолова, Ксения Ларина, The New Times, 18.02.2013
Чиновники-геи любят друг друга на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Идеальный муж. Комедия, Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Страшная история, Ксения Ларина, The New Times, 5.03.2012
Знаменитой «Табакерке» исполняется 25 лет, видеосюжет ТРК «Петербург — Пятый канал», 1.03.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Театр-студия Олега Табакова отмечает четверть века, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Лишние эмигранты Набокова, Любовь Лебедина, Литературная газета, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
Пределы соответствий, Алена Карась, Российская газета, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Театральное «Событие» как драма для всего человечества, видеосюжет телеканала «Россия-24», 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Марина Зудина: «Мне есть, что отдавать», Театральные Новые Известия, 1.04.2007
Марина Зудина: «Мне есть, что отдавать», Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
«После рождения Маши я стала больше разбираться в жизни», Катерина Антонова, Новые Известия, 28.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Олег Табаков и Марина Зудина. «Наши чувства вспыхнули обоюдно», Мария Хализева, Татьяна Зайцева, 7 дней, 11.02.2007
А ЧОЙ-ТО ТЫ БЕЗ ФРАКА?, Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 16.12.2006
«Табакерка» бьет числом и умением, Марина Райкина, Комсомольская правда, 9.12.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
ТАБАКОВ КРЕСТИЛ ДОЧЬ, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 30.08.2006
Табаков и Зудина окрестили дочку, Елена Красникова, Комсомольская правда, 30.08.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
МАРИНА ЗУДИНА: «РАЙХ ДО КОНЦА ЖИЗНИ ЛЮБИЛА ЕСЕНИНА», Марина Зельцер, Досуг&развлечения, 3.11.2005
Обвенчанная с «Табакеркой», Дмитрий Мельман, Московский комсомолец, 16.09.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
САМЫЙ МОЛОДОЙ «МУДРЕЦ», Павел Константинов, Вечерняя Москва, 24.01.2005
Комедианты смеются, Елена Груева, Ваш досуг, 6.11.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Театр-студия п/р О. Табакова, Александр Смольяков, ГДЕ, 16.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Марина Зудина, Радио «Маяк», 18.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
На всякого мудреца? или «Табакерка» в Жуковском, Ирина Маслова, Жуковские Вести, 7.02.2001
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.1998
Мудрецы нового времени, Нина Агишева, Московские новости, 29.01.1998
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
Торговля умом на бойком месте, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.1998
Табаков против Лицемерия, Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
МОЛОДЫМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО «ПЕПСИ»?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.12.1997
Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, Вечерний клуб, 19.06.1997
НОВЫЕ ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО КВАРТАЛА, Арина Бородина, Труд, 29.03.1997
Назад к Островскому, Елена Владимирова, Первое сентября, 1997
О сублимации и? любви, Александр Смольяков, 1997
Привет от Сирано, Ирина Алпатова, Культура, 1997
СЕНАТОР, МИЛЫЙ МОЙ СЕНАТОР, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1997
До катарсиса дело не дошло, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1997
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, 1990