ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Марина Зудина: «Сегодня от любви умирать немодно»

Александр Смольяков, Век, 19.07.2002
Актеры редко считают свои судьбы удачными: ролей несыгранных всегда оказывается больше, чем сыгранных, и кажется, что именно несыгранное и таит в себе возможность сказать зрителю самое сокровенное, раскрыть себя в полной мере. Один сезон сменяется другим, но разноплановые роли нечасто соседствуют друг с другом. Однако Марине Зудиной выпала именно такая удача: ее театральный сезон во МХАТе им. А. П. Чехова начался с «Антигоны» Ануя, а завершился вампиловской «Утиной охотой».

Спектакль Темура Чхеидзе буквально разделил публику на два лагеря. Одни утверждали, что подобный аскетизм театральной формы устарел и сегодня ничего, кроме скуки, вызвать не может. Другие, напротив, видели в этом возможность для проявления чувств и переживаний, свободных от бытовой конкретики и каких бы то ни было эффектов.

Разумеется, начинать спектакль с читки, как у Чхеидзе, на которую артисты приходят в своих повседневных костюмах, — идея не новая. Но как быстро переключается внимание с этого режиссерского приема на тончайшие нюансы взаимоотношений между персонажами! Каким верным штрихом оказывается свободная домашняя кофта у Креона — Отара Мегвинетухуцеси или мягкие сандалии у Антигоны — Марины Зудиной!

Корреспонденту «Века» Марина Зудина рассказала:

 — Эта работа имеет предысторию. Еще по договоренности с Олегом Николаевичем Ефремовым Чхеидзе должен был приступить к репетициям пьесы Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и размышлял, не подойду ли я на роль молодой героини. Но Табаков сказал, что мне это уже поздно играть. Позже Олег Павлович посмотрел в Тбилиси «Антигону» и предложил Чхеидзе поставить ее во МХАТе. Я, помня историю с Шоу, удивилась: Антигону уж тем более поздно играть. Табаков же возразил, сказав, что эту роль определяет не возраст, а судьба.

- Легко работалось?

 — Очень. С режиссером было полное совпадение — человеческое, эмоциональное, совпадение тональностей. Я чувствовала, что Чхеидзе верит в меня. Мне это всегда важно. Режиссерский разбор был очень подробный, со всеми, казалось бы, незначительными нюансами. И я разобранную им ситуацию как бы пропускала через себя, проживала ее. Так я не работала давно. Мне кажется, Темур выстраивает спектакль на определенной мелодии. Ведь грузины вообще очень музыкальны, а Темур имеет еще и соответствующее образование. И, так как я сама училась в музыкальной школе, мне это внимание к музыке очень понятно и близко.

- Действительно, ваш дуэт с Отаром Мегвинетухуцеси вполне можно назвать именно музыкальным. И каковы впечатления от этого партнерства?

 — Кажется, на пятом спектакле Отар мне сказал: «Сегодня вы меня любили». Не секрет же, что на премьерных спектаклях актер чаще всего занят собой. Настоящее взаимопонимание приходит не сразу. И вообще, сегодня часто можно увидеть, как актеры просто не умеют слышать друг друга, не дают реакций, не меняют нюансы своего рисунка в зависимости от изменений рисунка партнера. А ведь развитие любого спектакля именно в этом и заключается, стремление к «сыгранности» и позволило Чхеидзе добиться такой глубины постижения материала. Возможно, московская публика привыкла к иным ритмам, более быстрым. Но Чхеидзе не заигрывает со зрителем, он открыто предлагает серьезный разговор. Так что вы представляете, как мне была приятна похвала Отара: «Сегодня вы меня любили».

- С таким Креоном, видимо, не сложно убеждать зрителя в правоте Антигоны?

 — Сложно. Отар играет человека, который вынужден взвалить на себя тяжелое бремя. Но это вовсе не холодный рационалист. Напротив, он очень эмоционален и этим близок Антигоне. Креон Отара вызывает и понимание, и сострадание. Он убеждает. Кроме того, сегодня позиция Антигоны уязвимая и немодная. Сегодня немодно умирать от любви. Наоборот, следует успевать везде, брать от жизни все, ставить реальные цели и их добиваться. Перед залом с таким умонастроением играть Антигону сложно.

- И как вы теперь оцениваете Антигону в ряду своих ролей?

 — Тут есть мое некое внутреннее совпадение с этой ролью. Я по натуре максималистка. Мне очень понятны поступки Антигоны. Но, конечно, дело не только в том, какова Антигона у Ануя, но и в том, как увидел ее Чхеидзе. Он режиссер-романтик, лирик, он чужд быта. А характерность и быт — не самые сильные стороны моей актерской индивидуальности. Чувства мне гораздо интереснее. И здесь мы с Темуром совпали. Режиссер мало отвлекался на постановочные ходы, все время посвятив работе с артистами. И результат не замедлил сказаться. Диалог Антигоны и Креона не только стал кульминацией сюжета, но и действительно оказался самым напряженным моментом спектакля. Роли были разобраны настолько точно, что до самого последнего момента зритель не мог определиться в своих симпатиях. То ли нужно сочувствовать юной нонконформистке Антигоне, которая отнюдь не выглядела дурой (хотя в наше время нонконформисты выглядят чаще всего именно так). То ли следует принять сторону Креона, который оказался настолько чутким и ранимым, что не возникало даже мысли о возможности тирании с его стороны.

?Работа с Чхеидзе заставила по-другому взглянуть на актерскую судьбу Марины Зудиной, которая после обольстительниц-вамп, привычных для нее в последнее время, наконец сыграла одну из тех ролей, которые должны быть в репертуаре актрисы ее темперамента и внешних данных. Но это еще и встреча с режиссером совершенно иной школы, чем те, с кем она работала ранее. «Антигона» обогатила ее актерскую палитру, потребовав не внешних проявлений темперамента в сочетании с блестяще продуманным обликом, а внутренней глубины и умения быть красивой, не прибегая ни к парчовым платьям, ни к сложным прическам, ни к яркому макияжу.

В спектакле Чхеидзе Антигона — не социальная героиня, не девушка-революционерка. Она — юная максималистка, впервые сталкивающаяся с миром взрослых людей, остро осознающая его несовершенство и бросающаяся в роковую судьбу героини мифа как в единственную гармоническую реальность. Это ощущение гармонии выбранного пути и дает ей то спокойное самообладание, которое так восхищает в ней во время разговора с Креоном.

«Антигона», несомненно, изменила актрису Марину Зудину, и это проявилось в следующей работе-спектакле Александра Марина по пьесе «Утиная охота», неразгаданной, таящей какую-то жестокую, но очень личную правду о жизни, драме Александра Вампилова. Режиссер попытался соединить поэзию и точность бытовых деталей, ставших сегодня уже экзотикой. Из этого противоречия рождается своеобразный стиль спектакля, где нервные, вполне сегодняшние ритмы сочетаются с театральными приемами, характерными для эпохи «малых сцен» с их пристальным вниманием к психологической достоверности.

Марина Зудина в роли Галины, жены главного героя, удивительно точна в том, что когда-то было принято именовать «отделкой роли». У нее продумана каждая деталь: жест, которым она поправляет очки, поза, в которой, сидя за столом, проверяет тетради. Эти детали объединяются почти беспощадным актерским анализом этой женской судьбы, несчастья, самой настоящей современной трагедии. Показательна сцена воспоминаний, когда Галина — Зудина прямо на глазах у зрителя превращается в девушку, полную надежд, верящую в неизбежную радость будущего. В этом контрасте — не просто судьба, а какой-то обреченный протест против несправедливости такой судьбы.

Получилось так, что у Зудиной тема одной роли словно подхватывается другой. Мотив сопротивления социуму в обеих работах разрешается одинаково трагично. Антигона сознательно идет на смерть, отказываясь от личного счастья, но и для Галины ее существование — не жизнь. Актриса подчеркивает универсальность и масштаб ситуации, словно предлагая каждому сидящему в зале примерить ее на себя?

Таков «рядовой» сезон Марины Зудиной. Хотелось бы всем пожелать таких «рядовых» сезонов!
Пресса
Марина Зудина: Я между женским счастьем и актерским выберу женское, Культурный обмен с Сергеем Николаевичем, ОТР, 31.03.2017
На сцене МХТ состоялся концерт ко Дню всех влюбленных, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2017
Вудиальный скандал, Светлана Наборщикова, Известия, 11.01.2017
Богомолов поставил в МХТ Вуди Аллена, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.12.2016
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
Марина Зудина в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 28.11.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Вуди Аллен и Константин Богомолов. Что-то будет, Ольга Демченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 26.11.2016
Олег Табаков вручил именную премию, видеосюжет телеканала «РЕН-ТВ», 24.03.2016
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Табаков дель арте, Эмилия Деменцова, Театрон, 15.11.2015
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
Миледи, лучшая ученица Табакова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 10.10.2015
Какие премьеры ждут московских театралов?, видеосюжет телеканала «Мир 24», 5.09.2015
Королевская сага Марины Зудиной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.09.2015
Новый сезон в МХТ имени Чехова открылся тремя спектаклями, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2015
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
Олегу Табакову – 80!, видеосюжет телекомпании ОТР, 17.08.2015
Марина Зудина в программе «Утро на 5», видеосюжет Пятого канала, 23.04.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
Марина Зудина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 10.03.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
Премьеры и долгожители московских театров, видеосюжет телеканала «Москва 24», 10.02.2015
Марина Зудина: «Я умею быть счастливой…», Влад Васюхин, Ваш досуг, 30.01.2015
«Карамазовы» и другие фантазии на тему классики, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 26.11.2014
Марина Зудина в программе «Утро», телеканал “LifeNews”, 5.10.2014
Марина Зудина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.09.2014
Марина Зудина: С Табаковым я всегда ощущала себя единственной, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 14.09.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Олег Табаков: «Меня пытались извести», Анна Балуева, Комсомольская правда, 4.04.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 25.02.2013
Opus magnum Константина Богомолова, Ксения Ларина, The New Times, 18.02.2013
Чиновники-геи любят друг друга на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Идеальный муж. Комедия, Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Страшная история, Ксения Ларина, The New Times, 5.03.2012
Знаменитой «Табакерке» исполняется 25 лет, видеосюжет ТРК «Петербург — Пятый канал», 1.03.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Театр-студия Олега Табакова отмечает четверть века, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Лишние эмигранты Набокова, Любовь Лебедина, Литературная газета, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
Пределы соответствий, Алена Карась, Российская газета, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Театральное «Событие» как драма для всего человечества, видеосюжет телеканала «Россия-24», 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Марина Зудина: «Мне есть, что отдавать», Театральные Новые Известия, 1.04.2007
Марина Зудина: «Мне есть, что отдавать», Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
«После рождения Маши я стала больше разбираться в жизни», Катерина Антонова, Новые Известия, 28.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Олег Табаков и Марина Зудина. «Наши чувства вспыхнули обоюдно», Мария Хализева, Татьяна Зайцева, 7 дней, 11.02.2007
А ЧОЙ-ТО ТЫ БЕЗ ФРАКА?, Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 16.12.2006
«Табакерка» бьет числом и умением, Марина Райкина, Комсомольская правда, 9.12.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
ТАБАКОВ КРЕСТИЛ ДОЧЬ, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 30.08.2006
Табаков и Зудина окрестили дочку, Елена Красникова, Комсомольская правда, 30.08.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
МАРИНА ЗУДИНА: «РАЙХ ДО КОНЦА ЖИЗНИ ЛЮБИЛА ЕСЕНИНА», Марина Зельцер, Досуг&развлечения, 3.11.2005
Обвенчанная с «Табакеркой», Дмитрий Мельман, Московский комсомолец, 16.09.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
САМЫЙ МОЛОДОЙ «МУДРЕЦ», Павел Константинов, Вечерняя Москва, 24.01.2005
Комедианты смеются, Елена Груева, Ваш досуг, 6.11.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Театр-студия п/р О. Табакова, Александр Смольяков, ГДЕ, 16.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Марина Зудина, Радио «Маяк», 18.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
На всякого мудреца? или «Табакерка» в Жуковском, Ирина Маслова, Жуковские Вести, 7.02.2001
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.1998
Мудрецы нового времени, Нина Агишева, Московские новости, 29.01.1998
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
Торговля умом на бойком месте, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.1998
Табаков против Лицемерия, Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
МОЛОДЫМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО «ПЕПСИ»?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.12.1997
Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, Вечерний клуб, 19.06.1997
НОВЫЕ ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО КВАРТАЛА, Арина Бородина, Труд, 29.03.1997
Назад к Островскому, Елена Владимирова, Первое сентября, 1997
О сублимации и? любви, Александр Смольяков, 1997
Привет от Сирано, Ирина Алпатова, Культура, 1997
СЕНАТОР, МИЛЫЙ МОЙ СЕНАТОР, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1997
До катарсиса дело не дошло, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1997
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, 1990