ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Равнение на середину

Олег Зинцов, Ведомости, 16.09.2003
«Солдатики» — уже третий заголовок пьесы журналиста из Стерлитамака Владимира Жеребцова: сначала она называлась «Чморик», потом — «Подсобное хозяйство». Весной ее показали на Декаде новой драмы во МХАТе; тогда же Олег Табаков сказал, что возьмет пьесу к себе в «подвал», т. е. в студию на Чаплыгина, которая и открыла «Солдатиками» новый сезон.
Со времени рабочего показа на Декаде новой драмы в спектакле поменялось немногое. Ничего принципиально нового режиссер Дмитрий Петрунь придумывать не стал. Сменились три актера на второстепенных ролях. Появились декорации Александра Боровского (остов не то космического корабля, не то самолета) и жалостливое название «Солдатики» — не лучше и не сильно хуже прежних, но, видимо, наиболее адекватное интонации если не текста, то постановки.

По первому показу было понятно, что пьеса не пропадет — она из тех вещей, которые можно ставить на любой малой сцене. Сенсации не будет, скандала тоже, но сочувствие зрителя «Подсобному хозяйству» гарантировано. Простая форма, внятное гуманистическое содержание, отсутствие какой бы то ни было чернухи (хотя речь идет об армии), пара удачно выписанных характеров — всего этого довольно, чтобы добро на постановку дал не только Олег Табаков. В том, что пьеса кажется написанной в 80-х, большой беды тоже нет — ни для сюжета, помещенного в это же время, ни для публики, помнящей перестроечные сочинения на армейскую тему. Вопрос о том, «новая» ли это драма, можно спокойно оставить в стороне. В смысле языка, героев и конфликта «Подсобное хозяйство» вываливается из строя современных сценических текстов, но тем вернее может быть замечено театром, не претендующим на радикализм при обновлении репертуара.

Это добротная драматургическая середина, не то чтобы золотая, но всегда нужная в театральном хозяйстве. В поиске подобной пьесы совсем недавно промахнулась, например, «Мастерская Петра Фоменко», огорошив свою публику совсем уж глупым и беспомощным «Мотыльком» Петра Гладилина, разыгравшего в казарме мелодраму о тонкой артистической душе.

В «Подсобном хозяйстве» речь идет о душе обыкновенной, которую автор по русской традиции помещает между ангелом и бесом. Деревенский парень по прозвищу Хруст (Алексей Гришин) ждет дембеля в окрестностях Байконура, выращивая свиней на армейской ферме, и сочиняет родным письма про то, как запускает ракеты. В роли ангела на посылках у свинаря служит хлипкий, но принципиальный питерский интеллигент (Артем Семакин), в роли беса — злобный «дед»-стройбатовец (Алексей Панин), которого Бесом и зовут. Эпизодически появляются еще три не слишком активно действующих лица: замполит (Павел Ильин), пропащая буфетчица (Юлия Полынская) и приехавшая к интеллигенту сестра (Ольга Красько).

Подробнее всего выписан, конечно, Хруст, поставленный в ситуацию нравственного выбора, и Алексей Гришин играет свою роль, хорошо зная, что она главная; хотя временами он пережимает — начинает чуть больше, чем надо, работать на публику. Точнее всех сыгран Бес (Алексей Панин) — от него исходит почти физическое ощущение угрозы. Зато ужасно ходульными вышли интеллигентные брат и сестра — деликатности у режиссера пока что намного больше, чем опыта, и автору он доверяет там, где совсем не стоит. 

Скромность дебютных задач, наверное, спасет спектакль от больших претензий, но одну досадную вещь сказать постановщику все-таки нужно. Когда желание сделать с положительным персонажем что-нибудь нехорошее возникает у зрителя раньше, чем у персонажа отрицательного, — это, по-моему, неправильно. С этим надо бороться так же, как с неуставными отношениями: добро на сцене быть, конечно, должно, но лучше б не такое, чтобы хотелось кидаться на него с кулаками.
Пресса
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Пиф-паф, Итоги, № 51, 14.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, 16.09.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001