ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Клиент всегда прав

Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Один мой коллега после окончания спектакля посетовал: «Надо же, как изменилась публика!» Имея в виду, наверное, тот бурный восторг, с которым зрители как всегда аншлагового большого мхатовского зала принимали незамысловатую комедию Кена Людвига «Примадонны». Впрочем, она не то чтобы изменилась, просто в нынешней театральной ситуации наконец-то ощутила себя подлинной хозяйкой положения. Это мы, «высоколобые» критики, все никак не можем понять, что аксиома «Театр в России больше, чем театр» давно уже превратилась в теорему, которую каждый раз нужно доказывать. А делать это сложно, да особо и некому. Главное же, мало кому нужно. Поэтому всегда наготове беспроигрышный «попсовый» вариант любого произведения, совершенно не требующий авторско-режиссерско-актерских откровений. Сотрудничество же строится по принципу взаимоотношений «обслуживающего персонала» и «клиента», который, как известно, всегда прав.

Боже сохрани требовать от нынешнего театра только лишь глубокомысленной поучительности. Ею нас давно перекормили во всех видах творчества. Пора бы и отдохнуть, никто не против. И одновременно на повестку дня давно уже просится вопрос: а можно ли синтезировать самую настоящую «развлекаловку» с проявлениями подлинного профессионализма и отменным качеством? Из тысячи и одного виденного комедийного представления этот синтез был замечен только в трех спектаклях: «№ 13» Владимира Машкова в МХТ, «Славянские безумства» Романа Самгина в Театре на Малой Бронной и «Одолжите тенора!» (Театр имени Пушкина) того самого Евгения Писарева, что явился автором сценической версии «Примадонн». Все же остальное — бесчисленные клоны традиционного антрепризного спектакля с его грубоватостью, пошловатостью, актерскими штампами и режиссерскими «прогулами», а также общим ощущением «полуфабриката».

Евгений Писарев Кена Людвига нам и открыл: бывшего юриста с гарвардским дипломом, ныне — преуспевающего комедиографа с бродвейской репутацией, лауреата многочисленных драматургических премий. Впрочем, за «Чайку» сегодня премию точно не дадут, даром что тоже комедия. Зато абсолютно вторичная история про парочку незадачливых «шекспировских» артистов, которые решают сыграть и в жизни — в двух девиц, дабы сорвать наследственный куш маразматической тетушки, — самое то. К тому же, если еще возвести комедийные ситуации пьесы в сценический «квадрат», перевести ее в жанр фарса, разбавить песнями-плясками, дабы клиент не смог заскучать ни в одну секунду действия. 

Евгений Писарев, хоть и поставил на своем режиссерском веку не так много спектаклей, но уже успел доказать, что постановочным мастерством владеет отменно и актеров способен убедить, поскольку и сам артист. Но его работы в Пушкинском театре при всем буйстве фантазии и изобретательности все же отличало чувство меры. Выход же на «первую сцену» Москвы, похоже, сыграл с ним злую шутку — все границы оказались нарушены отчаянным стремлением «сделать нам смешно». Всяческих придуманных трюков хватило бы на три спектакля, и каждый из них непременно выиграл бы в подобной «ограниченности».

К тому же на сей раз, кажется, подвела сценография Николая Симонова. «Картонность» персонажей и ситуаций наложилась на подобное же сценическое оформление. Шаткий домик с выдвижными балкончиками, ограниченный рисованным зеленым лужком, — все это словно бы заключило героев комедии в яркую подарочную коробку, внутри которой люди поневоле начинают казаться куклами. И рад бы, увлекшись представлением, поверить пусть в нелепую и смешную, но все же человеческую жизнь, а тут нахальная «бутафория» лезет из всех щелей, явно сказываясь на восприятии. Уж лучше бы ничего не было, как в старом шекспировском фарсе.

О последнем сказано не для красного словца. В шекспировских комедийных приемах Писарев знает толк, недаром же уже несколько лет сотрудничает в качестве режиссера-ассистента с Декланом Донелланом (в том числе и в «Двенадцатой ночи»). Пародийные отголоски этой работы явно присутствуют в «Примадоннах», герои которой то и дело норовят изобразить персонажей упомянутой пьесы. Невостребованность же серьезного шекспировского театра и его актеров весьма комично и не менее симптоматично сказалась в крошечном, но замечательном эпизоде, когда Лео (Юрий Чурсин) и Джек (Дмитрий Дюжев), скрывшись за ширмой, беспорядочно выкрикивают хрестоматийные фразы, смешанные здесь в чудовищный и бессмысленный винегрет. И в конце концов, махнув рукой на все это «искусство», отправляются рядиться в женские платья, дабы своим даром перевоплощения заработать на хлеб насущный.

Актеры же реальные этим даром владеют превосходно, если говорить о вышеназванном дуэте. Особенно Юрий Чурсин — Лео, который столь убедителен в любом обличье, что мгновенно заставляет забыть обо всех нелепицах и штампованных ситуациях. Кабы ему еще довелось поработать не только с начинающими или модными, но и с настоящими режиссерами, цены бы его таланту не было. Впрочем, Дмитрий Дюжев — Джек, дебютировавший этой ролью на мхатовской сцене, тоже весьма хорош и смешон, особенно в проявлениях мужского начала, которого никакими платьями не скроешь. А вот недавнему Гамлету, тоже не столь давно начавшему обживать подмостки МХТ, Михаилу Трухину, на сей раз досталась роль практически бессловесная, эпизодическая, но донельзя гротесковая — той самой маразматической тетушки Флоренс. И, не сетуя на несерьезность задачи, Трухин решил ее уморительно и порой чуть ли не бенефисно. Прочие же актеры настолько увлеклись откровенным комикованием вроде бесконечного разбивания бутылок о чью-нибудь голову, что каких-либо особых упоминаний вряд ли заслуживают, хотя роли свои отыгрывают честно.

Итак, чеховский МХТ отметил открытие своей Основной сцены после реконструкции еще одной комедией, аншлаги которой по указанным причинам будут обеспечены. Что же касается художественных задач, то они здесь, наверное, тоже «отдыхают» вместе с публикой.
Пресса
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Капустник в честь Табакова в стенах МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 21.11.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009
«Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009
«Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009
Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Стреляли…, Григорий Заславский, Независимая газета, 31.10.2007
Наш маленький Бродвей, Алексей Филиппов, Московские новости, 12.10.2007
Чувство уморы, Ирина Алпатова, Культура, 11.10.2007
Одолжите публику, Алла Шендерова, Коммерсант, 3.10.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
В кассу!, Итоги, 10.10.2005
Отелло и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 6.10.2005
Сотрите пять различий, Марина Давыдова, Известия, 5.10.2005
СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005
Комедия положений обязывает, Роман Должанский, Коммерсант, 1.09.2005
Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005
Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Забуду ли то время золотое, Театральная жизнь № 1, 2001
И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, 21.11.1996
Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, 2.11.1996
Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, 19.09.1996
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, 1996