ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Муки семьи

Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
В МХТ имени Чехова состоялась премьера «Крейцеровой сонаты»

Одно из самых неоднозначных произведений Льва Толстого, обличившего «Крейцеровой сонатой» законный брак как официальную форму разврата, поставил молодой режиссер Антон Яковлев. Он сам написал инсценировку, превратив горячую отповедь Толстого семье в простую историю одной несчастливой семьи.

«Крейцерова соната», еще до публикации разошедшаяся в списках, в свое время наделала шуму. Толстой вынес безжалостный приговор обществу, превратившему женщину в рабыню. По его мнению, женщины мстили за это, манипулируя инстинктами мужчин путем сознательного превращения себя в объекты вожделения. Беднягам, вынужденным жениться, всю последующую жизнь приходится оплачивать счета и потакать женским прихотям. Единственное спасение от ловушки брака Толстой видел в целомудрии. 

В свое время самые свои сокровенные мысли Толстой доверил главному герою «Крейцеровой сонаты» Позднышеву. Дотошность, с какой «матерый человечище» описывал детали семейной жизни, заставили его супругу Софью Андреевну в ответ сочинить повесть «Чья вина?».

Именно на этот вопрос ищет ответ и режиссер спектакля МХТ. Эпиграфом к постановке Антона Яковлева смело можно ставить цитату из «Анны Карениной»: «Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Преиначивая толстовский месседж в обыкновенную историю, режиссер основательно прошелся по тексту, смягчив особо резкие моменты. К примеру, Толстой, описывая зарождение влюбленности героя, делал упор на «обтягивающее джерси» Лизиного костюма. А режиссер в том же эпизоде надел на героиню в широкую пелеринку. Из спектакля исчезли все доказательства измены жены. Исчез и натуралистично описанный Толстым момент убийства. Вместо удара ножом Позднышев (Михаил Пореченков) просто подбрасывает вверх кипу листов.

Переписывая повесть, режиссер препоручил фрагменты монолога Позднышева другим героям. В одной из сцен Лиза (Наташа Швец) словами мужа жалуется сестре Полине (Ксения Лаврова-Глинка), что ее семейная жизнь не ладится и с мужем ее связывают только дети.

По форме спектакль больше похож на читку в пустом полутемном пространстве, где вместе с героями неприкаянно бродит трио музыкантов — режиссерская метафора нарушенной семейной гармонии. Порой кто-то из них проводит смычком по струне, извлекая отрывистые скрипы. Попытки внести разнообразие в действие, вроде спора в вагоне, обрамляющего спектакль, вялы и скучны. Гораздо интереснее результат работы с актерами.

Михаил Пореченков играет, отбросив все приемы, знакомые по его киноролям. На сцене не «реальный папа», а человек, воспринимающий мир до болезненности тонко. Просто-таки действительно больной. С медицинской точностью актер выводит историю сумасшествия: непонимание, возникшее в семье, нелепые подозрения, разбуженные средством, «помогающим» Лизе больше не рожать детей. Все это перерастает в манию, подталкивая героя к убийству. На фоне этого хрупкая и аристократичная героиня Наташи Швец проживает целую жизнь, превращаясь из юной барышни, обожавшей шутить и дурачиться, в измученную, усталую женщину.

Возможно, именно лишив повесть Толстого ее патетики и нажима, режиссер помог обрести ей современный смысл. На самом деле, разве мало мучающих друг друга людей, которых помимо постели и детей ничто не связывает?
Пресса
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008