ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
В ПОСЛУЖНОМ списке Антона Юрьевича Яковлева — две альма-матер (Школа-студия МХАТ и Высшие режиссерские курсы) и примерно поровну работ в кино и театре. В МХТ им. Чехова он выпустил уже второй спектакль, который вольно или невольно вступает на территорию, уже, казалось бы, занятую в сознании зрителя культовыми фильмами.
Первый раз это была «Крейцерова соната», теперь — чеховская «Дуэль», которой не избежать аналогий с «Плохим хорошим человеком» Иосифа Хейфеца, с актерской дуэлью Олега Даля и Владимира Высоцкого, получившего за роль фон Корена приз в Таормине.
Яковлев, кажется, вовсе не ставит перед собой цель полемизировать с фильмом, не чурается каких-то повторов.
Да и почему бы не повторить, к примеру, длинноволосый облик дьякона Победова (Валерий Трошин) — этого хиппи православной церкви с непобедимым бесенком живого любопытства в крови. Или опрятный облик фон Корена (Евгений Миллер) — пародию на тезис, что в человеке все должно быть прекрасно. Или физическую боль доктора Самойленко (Дмитрий Назаров), оказавшегося между молотом и наковальней — между непримиримыми врагами, каждого из которых он так хорошо понимает, да и попросту любит. Но история у него получается все равно другая.
Занавес из канатов, за которым ничего не скроешь, и скрипучая галька под ногами.
Ни деревца, ни намека на тень — жара, Кавказ, чужая земля. Воздух звенит от зноя, от заунывных звуков саза, от винного дурмана. Анатолий Белый — Лаевский — выстраивает свою игру на физиологическом состоянии взвинченных нервов, которые расшатывает все: духота, вино, притупленные желания, необходимость принимать самые важные в жизни решения, когда не можешь сосредоточиться на самой плевой работе. Душевная кардиограмма Лаевского почти полностью совпадает с атмосферными явлениями безжалостной природы. Истерический припадок приходится на пик духоты. Во время грозы он становится невольным свидетелем «измены» Надежды Федоровны. И точно вспышка молнии, озарившей каждую мелочь, он прозревает тоску этой женщины, ставшей нелепой и ненужной от его равнодушия. Послегрозовая прохлада дарит ему просветление мыслей и чувств, финальное приближение осени — долгожданный покой.
Его антипод фон Корен, напротив, метеоустойчивый субъект. Природа для него не катализатор душевных переживаний, а высшее проявление разума. Оправданно все то, что естественно, включая естественный отбор. Твердой походкой герой Евгения Миллера идет к логическому завершению своей теории — необходимости очистить природу и выстрелить в слабое, вредное, заразное существо, в Лаевского. Из последних сил он заставляет себя целиться в человека, который только что выстрелил в воздух. И промах, спровоцированный криком дьякона, не приносит ему облегчения: фон Корен честен перед собой и твердо знает — сегодня он стрелял именно в человека. И простить себе это невозможно.
«Дуэль» — мужской спектакль, наэлектризованный женским присутствием. Елена Панова привычно хорошо (или хорошо, но привычно) играет святость в облике порока. А вот Ольга Васильева в роли попадьи становится одним из главных открытий, сыграв гротескную и очень узнаваемую персону, изнывающую от зависти к чужой любви, источающую злобу под прикрытием сердобольности.
И все же не любовная история, а мужская дружба становится главным мотивом этой «Дуэли». Дружба, которая не сложилась, возможность, упущенная навсегда, пролистанная страница, на которой было написано самое важное.
Пресса
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008