ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Бог с теми, кто храбрее…»

Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
На Новой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялся режиссерский дебют выпускницы Школы-студии МХАТ — Жени Беркович (курс Кирилла Серебренникова), а ее спектакль по пьесе Жана Ануя «Жаворонок» стал заметным событием театральной Москвы.

Это тот редкий случай, когда о дебютантке и ее работе можно говорить без снисходительных оговорок о «первом блине».
Беркович предложила свое прочтение одной из наиболее значительных и востребованных пьес французского драматурга и сделала это весьма убедительно. Избежав соблазна кинуться во все тяжкие сиюминутных «находок» авангардной режиссуры, она пригласила зрителей к серьезному и трудному «разговору» о добре и зле, о вере и неверии, о коварстве ничтожных и предательстве всесильных, о человеке в трудные минуты выбора своего предназначения и жизненного пути…
Оригинальность версии Жана Ануя в том, что его пьеса предлагает режиссерам различные решения толкования известной со школьной скамьи истории о Жанне д'Арк. Зритель встречается с героиней пьесы в тяжелый для нее час: став жертвой предательства, Жанна попадает в плен к сторонникам англичан и предстает перед церковным судом. Девять месяцев в Руане длится процесс: английский граф Варвик, французский епископ Кошон, Фискал и Инквизитор пытаются во что бы то ни стало заставить Жанну отречься от своих деяний, которые изменили ход Столетней войны между Англией и Францией. Судьи предлагают Жанне рассказать свою историю, и та погружается в воспоминания…
Без прошлого нет будущего, а без будущего — настоящего, эта кажущаяся парадоксальной истина весьма точно отражает глубинную связь эпох и поколений и одной из первых приходит на ум, когда встречаешься с современным произведением на историческую тему. Понимая это, Беркович минимизирует и упрощает «знаки времени», делая упор на характеры персонажей, на психологизм образов, на пластику актерских мизансцен, для чего наполняет сценическое пространство безликими аксессуарами, а персонажей обряжает в современное платье. Блестящей находкой и образной метафорой связи поколений стало участие в спектакле студентов Школы-студии и профессиональных мхатовских актеров во главе с Аллой Покровской.
Точным режиссерским попаданием является выбор исполнителей на главные роли. Угловатым «трудным» подростком, одержимым идеей своего предназначения и искренней верой в правоту своего дела, предстает перед нами Жанна (Мария Поезжаева). Полная противоположность ей выросший в атмосфере интриг и страха за свою жизнь дофин, блестяще сыгранный Сергеем Медведевым. Оба исполнителя — почти ровесники своих героев (Жанна сожжена на костре инквизиции в возрасте 19 лет, Карл на 9 лет ее старше) и ровесники режиссера. Уже поэтому Беркович отлично понимает страхи и отвагу тех, кого «никто вокруг не понимает».
В пьесе Ануя епископ Кошон и Фискал — главные обвинители Жанны. Таковыми они остаются и в спектакле, только режиссер наделяет их иезуитским коварством и двуличием, поручив роль первого актрисе (в нашем случае — Полине Медведевой), а роль второго — одному из самых элегантных и обаятельных актеров МХТ Павлу Ващилину, который мастерски создает образ «сострадательного фискала». Ему-то, снимающему невидимую пылинку с плеча господина, хорошо известна цена предательства.
Вклиниваясь в воспоминания Жанны, судьи наперебой предлагают ей надеть женское платье и отречься от всех своих свершений. На какой-то момент Жанна падает духом и соглашается, тем более что все, кто был дорог ей, отвернулись от нее. Но скоро девушка понимает, что допустила ошибку, что «Бог не с теми, кто сильнее», а «с теми, кто храбрее»… Она отказывается от отречения, «всё берет на себя» и готова идти на костер.
Однако драматург предлагает другой финал этой истории: его пьеса заканчивается коронованием. Архиепископ возлагает на голову Карла корону. Жанна стоит, выпрямившись, улыбаясь небесам, как на картинке из хрестоматии по истории для школьников.
Беркович предпочитает оптимистической точке будоражащее душу многоточие, ибо не считает эту историю законченной, «пока есть на свете хоть один несломленный человек»…
Пресса
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера», Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
10 вопросов для Павла Ващилина, Пресс-служба МХТ, 3.03.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
Эйхман капут?, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.09.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003