ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Москва слезам не верит

Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
В глубине сцены высвечивается балкон, на нем происходит все: самоубийства и самообманы, признания в любви и признания собственного бессилия, там плачут и радуются, пьют водку из чашек и танцуют, и говорят-говорят-говорят о том городе, в котором живут, и которого уже нет

«Сто лет назад в далеком краю жил человек по фамилии Ю…« — доносится из динамиков меланхоличный голос. И так не спешно, так черно-бело все начинается, как в старых-старых фильмах. В глубине сцены высвечивается балкон, на нем происходит все: самоубийства и самообманы, признания в любви и признания собственного бессилия, там плачут и радуются, пьют водку из чашек и танцуют, и говорят-говорят-говорят о том городе, в котором живут, и которого уже нет.

Ольга Мухина — молодой драматург, открытие театра Мастерская Петра Фоменко. Именно на его курсе впервые была поставлена пьеса «Ю». То что она женщина можно догадаться не только по имени, или фотографии в программке, но и по ее собственной драматургии. Это у нее летчики летают перед балконами своих возлюбленных и что есть сил строчат из пулемета, где-то далеко и вместе с тем очень близко идет война, на которую уходят и с которой не возвращаются, а под балконом внизу пробегают не то волки, не то медведи. И все без исключения вовсе не по делу, а так по вдохновению, признаются в любви Москве.

Но никакой Москвы нет, все это «сто лет назад» и «в далеком краю» — есть только балкон, отрастающий неизвестно от какого дома и нависающий неизвестно над какой землей, как пограничная зона, как магический круг, где можно укрыться от кошмаров и пить чай с мятой, мелиссой, корицей и. т. д. и. т. п. Таков взгляд на пьесу у ее постановщика — Евгения Каменьковича. И нет оснований ему не доверять, ведь это он первым поставил эту пьесу еще в 1997 году, и вряд ли в спектакле есть хоть один не продуманный им шаг. Так что нет Москвы, нет, ну что поделаешь, зато люди есть.

Люди есть это уж точно. Пьеса-то современная — ни париков, ни сюртуков, ни грима в ней не предусмотрено. Искренность и сыгранность актерского состава, начиная со студента четвертого курса школы-студии МХАТ Николая Исакова и заканчивая Народным артистом России Станиславом Любшиным, вызывает вполне здоровый оптимизм.
Пресса
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001