Майкл Фрейн

|Копенгаген|

Пьеса в двух действиях
«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Премьера: 25 февраля 2003
Продолжительность: 2 часа 50 минут с 1 антрактом
Ориентировочная цена билетов: от 350 до 1500 руб.
Майкл Фрейн преуспел сразу в трех областях: журналистике, литературе и драматургии. В России он известен также как превосходный переводчик и тонкий интерпретатор русской классики, прежде всего Чехова. Остроумные пьесы Майкла Фрейна с неизменным успехом идут в театрах разных стран мира. В России такой успех сопровождал постановку пьесы «Шум за сценой». Стиль Майкла Фрейна — сплав интеллектуального напряжения, занимательности и острого юмора. Один из соотечественников драматурга заметил, что «благодаря произведениям Майкла Фрейна, английский театр стал мудрее, честнее, смелее, оригинальнее».

Основное событие пьесы «Копенгаген» — приватная встреча выдающихся ученых-физиков Нильса Бора и Вернера Гейзенберга, случившаяся в разгар Второй мировой войны и оказавшая влияние не только на развитие науки, но и на расстановку враждующих политических сил мира. Сами участники встречи даже после своей «физической смерти» пытаются постигнуть смысл свидания, случившегося в далеком прошлом. Фрейн написал драматическую дуэль, исполненную характерным для него философским юмором.
Перевод с английского
Зоя Андерсон
Сценическая редакция
Александр Попов
Режиссер-постановщик
Миндаугас Карбаускис
Художник-постановщик
Александр Боровский
Художник по костюмам
Светлана Калинина
Художник по свету
Дамир Исмагилов
Помощник режиссера
Любовь Заболонская
Действующие лица и исполнители
Нильс Бор
Олег Табаков
Маргарет Бор
Ольга Барнет
Вернер Гейзенберг
Борис Плотников
Пресса
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003
Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003
Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003
Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003
Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003
Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003
Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003
Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003
МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003
Физики — лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003

Отзывы зрителей:

Очень хороший спектакль. Спокойный, с приятным запахом табачного дыма, медленно укутывающего зрительный зал благодаря трубке Олега Павловича Табакова. Уютно. Уютно от трёх человек на сцене и от того ощущения, что ты на пару часов оказался внутри того очень своеобразного, сложного, противоречивого, но всё же уютного мирка науки, милого, близкого мне, и бесконечно далёкого. Увы, уже вряд ли доступного мне.
Даниил Селегей

Была тут на замечательном спектакле. Копенгаген. 1941 год. Разговор о физиках — Бор, Гейзенберг, жена Бора. Ощущение абсолютного присутствия. Мне все время казалось, что это реальный Бор разговаривает с реальным Гейзенбергом. А говорили о каких вещах-то — о физике, о классической, о квантовой, о коте Шредингера, о принципе неопределенности и дополнительности, о частице, которая ведет себя и как волна в том числе, об расщеплении ядра и атомной бомбе. И о жизни, и о смерти, и о войне, о человеческих слабостях и силе духа. Такое ощущение, что говорили обо всем. Но суть спектакля (по-моему) в том, что каждый наш поступок влечет за собой череду последствий, которые потом отражаются в будущем неопределенным образом. Сейчас мы живем именно так, потому что кто-то когда-то сделал, сказал, подумал именно так, а не иначе. Каждый человек — центр мироздания. И каждый человек творит. И творит не только свою жизнь, но и жизнь всех людей. Викулина Марина