Семен Саксеев

|Маскарад с закрытыми глазами|

Театральное исследование природы любви

По мотивам пьесы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и повести А. Шницлера «Новелла о снах»

АПРЕЛЬ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
МАЙ
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Премьера: 10 октября 2023
Продолжительность: 3 часа с 1 антрактом
Ориентировочная цена билетов: от 600 до 5500 руб.
(18+)

Пётр Шерешевский: «Мы пытаемся рассмотреть драму Лермонтова „Маскарад“ через сегодняшнюю оптику. Лермонтов сочинил драму в „традиции предельных страстей“. Драму, которая так и не увидела сцены, и не была издана при его жизни. Хотя он много раз переписывал ее, пытаясь преодолеть цензурный запрет. Но главным в этой истории он не мог поступиться – предельно мрачным, пессимистическим взглядом на природу человека. Арбенин, главный герой этой драмы, изначально воспринимает мир как вместилище порока. Мир зол и преступен изначально, непорочная Нина – исключение из правил. Любовь к ней – способ бегства от мира, эскапизм. И ее воображаемая измена все ставит на свои места. Убивая ее, Арбенин мстит миру за его несовершенство, за его порочность. Эта пьеса — бунт против общества и мироздания. Вот почему была так возмущена цензура: в этой пьесе негде, не на чем утвердить мораль. 
Спустя почти двести лет после написания пьесы мы пытаемся изучать сознание современного человека. Наш Арбенин – филолог, лермонтовед. Он как будто бы предупрежден. И может на лекции бодро изложить заблуждения того, лермонтовского Арбенина. Но насколько наши знания, усвоенные уроки культуры предохраняют нас от дикости, страстей? Достаточно маленького толчка, чтобы современный человек завис на краю пропасти. А там – черная мизантропия, месть, убийство. Насколько человек культурный защищен всем опытом человеческим от дикости, от преступления? 
Мы сочинили оригинальную пьесу, рефлексирующую на темы лермонтовского „Маскарада“. В ней сохранен достаточно большой корпус текстов Лермонтова. Но использованы тексты и мотивы других, созвучных по проблематике литературных произведений. Например „Новелла о снах“ Шницлера стала второй опорой в изучении темных, потаенных сторон человеческой души».

В спектакле использованы тексты Лизы Савиной.
Художник по свету
Иван Виноградов
Видеохудожник
Михаил Купрыгин
Композитор
Ванечка ("Оркестр приватного танца")
Звукорежиссёр
Маргарита Ландышева
Помощник режиссёра
Ольга Рослякова
Действующие лица и исполнители
Евгений Александрович Арбенин
Игорь Верник
Нина Арбенина
его жена
Мария Фомина
Адам Петрович Звездич
Евгений Перевалов, Сергей Беляев
Инесса Викторовна Штраль
его жена
Юлия Витрук
Илья Звездич
сын А.П.Звездича от первого брака
Илья Козырев
Афанасий Павлович Казарин
Артём Волобуев
Пресса
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023