ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

|Серёжа|

по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

ЯНВАРЬ
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
ДЕКАБРЬ
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Премьера: 9 октября 2018
Продолжительность: 2 часа 15 минут с 1 антрактом
Ориентировочная цена билетов: от 500 до 5000 руб.
(16+)

Дмитрий Крымов: «Когда-то мой папа, Анатолий Васильевич Эфрос, ставя свой знаменитый спектакль „Месяц в деревне“, хотел взять эпиграфом к нему стихи Пастернака:
О, если бы я только мог,
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
А Инна Натановна Соловьева, узнав, что Маша Смольникова играет Анну Каренину после своей Му-Му, смешной восьмилетней девочки, нелепо погибшей на наших глазах в рассвете своей влюбленности в театр и в жизнь, подумала секунду и сказала: „А, понятно: обе погибают из-за любви…“
Нам хотелось сделать „Анну Каренину“, как очередной бунинский „Солнечный удар“ — быстро, нежно и страшно. Но наш спектакль „Сережа“ — это не „Анна Каренина“. Это спектакль по мотивам великого романа, даже, я бы сказал, по отдаленным мотивам. Там нет ни Левина, ни Кити, ни Стивы Облонского, нет сенокоса, кваса и потной рубахи, нет аппетитных стерлядей и устриц в ресторане и нет потрясающей сцены, когда Каренин пришел к адвокату и, может быть, впервые испытал унижение. Нет сцены скачек, падения Вронского и смерти Фру-Фру, да и паровозика, в общем-то, тоже нет… разве что игрушечный, маленький. Одним словом, это все будет похоже на Толстого, но меньше, короче. Как бы фрагмент. А Сережа — это сын Анны Аркадьевны Карениной, мальчик, тоже восьми лет, который и стоит в центре этого „Солнечного удара“, когда все смешалось, не только в доме Облонских, но и вообще».

В основе спектакля — роман Л. Н. Толстого „Анна Каренина“, а также „Жизнь и судьба“ Василия Гроссмана и специально для этой постановки написанный Львом Рубинштейном текст „Вопросы“.
Постановка
Дмитрий Крымов
Художник-кукольник
Виктор Платонов
Художник по свету
Иван Виноградов
Художник видеопроекции
Илья Старилов
Композитор
Кузьма Бодров
Хореограф
Олег Глушков
Хореограф-репетитор
Наталья Шурганова
Партия на виолончели
Василий Степанов
Иллюзионные эффекты
Михаил Цителашвили
Педагог по работе с куклой
Максим Кустов
Суфлёр
Олеся Матвеева
Помощник режиссёра
Александра Зотова
Пресса
Обошлись без паровоза, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 27.11.2018
Каренина по-новому, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.11.2018
Не вынимайте его из-за плинтуса!, Ольга Крюкова, Театр, 24.11.2018
И Серёжа тоже…, Лариса Каневская, Мнение, 7.11.2018
МХТ начали ломать ради эпатажной премьеры, Феликс Грозданов, Дни.ру, 23.10.2018
Жизнь и судьба Анны Карениной, Виктория Пешкова, Культура, 18.10.2018
Когда тайна раскрыта — возникает разочарование, Анастасия Павлова, Театрон, 17.10.2018
Театральный режиссер спорит со Львом Толстым, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 17.10.2018
Был ли мальчик?, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 16.10.2018
Поезд в огне и Аз воздам, Елена Дьякова, Новая газета, 15.10.2018
О спектакле «Серёжа» в программе «Афиша», видеосюжет телеканала «Москва 24», 12.10.2018
Поезд ушел, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.10.2018
Толстой — Гроссман — Крымов, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 11.10.2018
Постой, паровоз…, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 11.10.2018
О свойствах страсти, Мария Михайлова, Театрал, 10.10.2018
Дмитрий Крымов в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 8.10.2018

Отзывы зрителей:

В двух словах — must see. Но, поскольку у Крымова все must, пусть будет еще одно — всенепременно must see. И лучше не один раз. Тут придумано столько сочных, живых деталей, что внимание за всеми не успевает, и вздохнуть некогда, когда смотришь этот яркий аттракцион впервые. У Крымова-художника образы говорят больше, чем могут сказать слова. Как веревка, пуповина, которой после рождения ребенка связывает всех воедино. И разрыв этой связи и означает действительное рождение нового, взрослого человека из ребенка-куклы. Потерю его, гибель. И бесконечность мучительных вопросов, которыми заканчивается мир детства: за что, почему, зачем нам все это.
Людмила Ворсина

Посмотрите спектакль… И тогда спокойствие вашей жизни будет нарушено, вы будете маяться и бомбардировать себя массой вопросов, вести бесконечные внутренние монологи, возможно кинетесь перелистывать жёлтые страницы запылённых первоисточников. Никаких ответов, конечно, не найдёте, но это не суть важно, потому что, вам никогда не забыть мальчика Серёжу и того, что увидели. Ну, а собственно ради этого мы и ходим в театр.
Наталия Памсик

Для меня этот спектакль оказался о том, что все мы, в сущности, дети всю свою жизнь. Игрушки наши становится сложнее и опаснее, отношения запутанее и глубже, но по сути своей мы всегда то сами для кого-то безжизненные куклы, то решительные и рещающие взрослые. И кружась в этом бесконечном круговороте — легко и незаметно ломаем чью-то жизнь или свою судьбу, в тайне надеясь что это все понарошку и не всерьез.
Женька Нагапетян

Одна из мыслей, которая «свербит» после спектакля: любите своих детей! Не делайте так, что бы живое существо превращалось для вас в игрушку, или еще горше в «разменную монету» при разводах и расставаниях. Дмитрий Анатольевич Крымов все свои спектакли ставит о любви. И этот тоже – о любви к детям, которая у Анны Карениной, увы, не сложилась. Да здравствует любимое занятие режиссера Дмитрия Крымова — пересказывать классические произведения своими словами! С нетерпением жду новых премьер!
Анатолий Краснопивцев

Спектакль о женской природе, о том, что от нее не отмахнуться, не удалиться, не спрятаться. Осуждать бесполезно, требовать бессмысленно, призывать к чувству долга — себе дороже, получишь ненависть и страх в ответ. Остается только принять. Так, как принял Лев Николаевич. Это так очевидно мне. В спектакле «Сережа» в жизнь Анны Карениной любовь-страсть врывается внезапно, как стихийное бедствие, катастрофа, которая переворачивает ее с ног на голову и лишает возможности твердо стоять на ногах на и без того неровной Земле. Хаос врывается в ее устойчивый мир, разложенный по полочкам. Нас миллионы, таких? как Алексей Каренин, постоянных рыцарей порядка и борьбы с хаосом. И какими бы мы не были «многоуважаемыми», какими бы не окружали бы себя «многоуважаемыми» вещами, хаос будет врываться в нашу жизнь через наших близких либо ураганами, либо тонкими струйками заползать в маленькие щели. Потому что жизнь без хаоса — не жизнь. Хоть убейся, останься один как перст, контролируй каждый свой чих, сделай зомби из своего ребенка — не спасешься.
Гюльнара Алиярова

Главное, идя на крымовского Сережу, не думать о том, что это инсценизация Анны Карениной или хотя бы фрагментов романа. Это реминисценции на тему романа, его отражения, отсветы, блики, оголоски в массовом сознании, в каждом из нас. Здесь как всегда у Крымова, масса гэгов, вставных необязательных историй, неразберихи, шуток, игр с залом, размыкающих историю, иронизирующих над серьезным академическим театром и тут же возвращающих к нему во внезапных пронзительных щемящих сценах любви, страсти, отчаяния, гибели.
Ольга Вайсбейн