|Мефисто|

История одной карьеры. По роману Клауса Манна

Премьера: 17 апреля 2015
Продолжительность: 2 часа 45 минут с 1 антрактом
Ориентировочная цена билетов: от 500 до 3500 руб.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта»

(16+)

Режиссер Адольф Шапиро представляет спектакль, созданный по мотивам знаменитого романа Клауса Манна «Мефистофель», повествующего о взаимоотношениях власти и творческой личности. Это история жизни талантливого артиста, режиссера и театрального деятеля в условиях тоталитарного государства.

Адольф Шапиро: «Антропологи по людским останкам научились воссоздавать картины прошлого. А нельзя ли по тому, что осталось (или не осталось) в нас человеческого понять, что ждёт нас завтра? Нас — это меня, вас, друзей, соседей, страну. Вот о чем я думал, репетируя спектакль. В конце концов, ведь вопрос не в том — быть или не быть. А как жить так, чтобы БЫТЬ, а не существовать».

Спектакль удостоен театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Мэтры. Лучший спектакль большой формы» (2015 г.). Финалист московской театральной премии СТД «Гвоздь сезона» (2016 г.).
Режиссёр и автор инсценировки
Адольф Шапиро
Художник по свету
Александр Сиваев
Музыкальный руководитель
Роман Берченко
Видео
Алексей Шемятовский
Помощник режиссёра
Людмила Сушкова
Пресса
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Юлия Снигирь дебютировала в театре, Екатерина Салтыкова, Woman's day, 29.04.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
Время для «Мефисто», Огонёк, 13.04.2015

Отзывы зрителей:

Спектакль о позиции человека в обществе, точнее большого артиста, любимца народа, проще говоря, народного артиста. Его любят, ему верят и подражают и вот наступает такой момент, когда надо показать свою позицию, которая идет в разрез с политикой тоталитарного государства. Партия власти часто «вербует» артистов в свои ряды. Делается это с одной целью — легализовать свою власть. Пока этот артист играет роль свадебного генерала, он нужен власти и как только показывает свой голос, звучит команда:"Заткнись"и он списывается со счетов, как израсходованный материал. Власть ломает многие судьбы, а слабый человек всегда находит оправдания этому. Именно таким оказался главный герой спектакля, он оказался раздавленным этой властью.
Геннадий Усоев

«Мягкое рукопожатие» Хендрика Хефгена (Алексей Кравченко) в большей степени определяет его характер и судьбу, чем талант, либеральная порода и природная актерская изворотливость. Он все время что-то делает, но так, будто на печи сидит и принимает лишь то, что идет к нему в руки по щучьему велению. Инертность, долготерпение — потрясающие. Это не «история одной карьеры», а история человека, на все готового, лишь бы самому ничего не решать и с места не сдвигаться.
Елена Аксенова

Больше всего потрясли совершенно невероятнейшие декорации и художественное оформление спектакля Марии Трегубовой. Шок, погружение в какой-то невозможный, волшебный мир. Фантазия, талант и мастерство Трегубовой поражают воображение. Шикарные приёмы с игрой занавесами, мастерская постановка света (я бы её во все учебники занёс!), создание завораживающих живых картин, постоянная динамика сцены, идея с экраном с тенями и печатным текстом, великолепное управление фокусом зрителя и невероятное создание объёма — от этого зрелища попросту невозможно оторваться! То, что творилось на протяжении спектакля с кулисами — их постоянное движение — танец, можно сказать, объёмная подсветка и создание эффекта кадрирование — такое надо видеть вживую! Ощущения — не передать. В очередной раз убеждаюсь, что порой ходить стоит не на актёров или режиссёра, а именно на художника.
Игорь Тазеев

«Мефисто» – в первую очередь история о сложности выбора. В спектакле поднимается тема наличие и отсутствие моральных принципов, переоценки жизненных ценностей, разочарование в собственных убеждениях, не выдержавших испытания временем. Показывается история о неоправдавшихся ожиданиях и разрушенных надеждах. «Мефисто» – хроника борьбы творческой личности за право творить и существовать вне политики и государственности.
Ольга Завалишина

Шапиро ведёт нас в Ад практически по Данте: сужающаяся девятиуровневая воронка, в самом центре которой сидит генерал-Люцифер, блестяще сыгранный Николаем Чиндяйкиным. Я забыла посчитать количество занавесов, появляющихся на сцене в первой части спектакля, но не удивлюсь, если их было именно девять. Правда, в отличие от Данте вымощенная благими намерениями дорога по этим кругам здесь представляет собой колею для одного-единственного человека. Главный герой, Хендрик Хёфген, спускается по ней дальше и дальше. Надо сказать, что Ад в таком прочтении получился весьма колоритным, сочным и красочным. Тут и полная различных швов изнанка театра, и политическое кабаре (пока Брехт ещё в моде), и мучительный репетиционный процесс, и уроки танцев, и страсть, и нежность. Здесь танцы в валенках и кокошниках перетекают в эротичное представление под африканские напевы, чтобы после превратиться в мюзикл, в котором актёры будут прекрасно петь на немецком под живой оркестр. Самое удивительное, это не смотрится набором разрозненных сцен — кусочки мозаики подходят друг другу идеально, а многоцветие выверено до мелочей. Цвет, к слову, тут вообще играет огромную роль: костюмы персонажей сообщают об их характере, настроении и прошлом едва ли не больше, чем реплики, а пугающая монохромность второго действия служит отличным отражением общества, в котором воцарились репрессии, страх, цензура и смерть.
Екатерина Анфимова

Бесспорно, это спектакль о взаимоотношениях художника и власти. И главная особенность художника — в степени ответственности. В спектакле совершенно потрясающий финал, передающий всю зыбкость положения человека в тоталитарном государстве: сценография Марии Трегубовой, весь спектакль открывающая перед героем все новые и новые возможности, а во втором действии и вовсе предоставляющая ему полную свободу, лишенную рамок кулис, в конце отчетливо демонстрирует, что свобода эта — мнимая, а невидимый потолок при первом же неверном действии нависнет прямо над головой, в любую секунду готовый прихлопнуть тебя как муху.
Вера Рачкова

О чем «Мефистов»? Да о нас с вами в наши темные времена, спектакль-предостережение: душу дьяволу продать — это вроде бы легко… только вот цена какова!.. Сидишь, затаив дыхание, слушаешь, и вдруг понимаешь, что слова-то о величии страны и национальном самосознании — все правильные, но… чистой воды спекуляция, пустая декларация, ничего общего с подлинным патриотизмом не имеющая, а только способ приспособленчества ради благ… Но спектакль вовсе не о политике, а о совести и нравственности каждого отдельно взятого человека. И об особой роли людей искусства, моральных авторитетах, — они, несомненно, несут ответственность за моральное состояние современного общества.
Елена Васильева

Драматичная история о выборе: идти к своей мечте, наблюдая, как летят головы тех, кто тебе дорог, или отказаться от всего, что уже добыто тяжелым трудом? Отстаивать свою правду или присягать тем, кто считает, что они правее? Драться за свои идеалы или предавать их и свой талант ради безоблачной карьеры в среде, которая совсем недавно была для тебя неприемлемой? Это практически шекспировское «Быть или не быть?», разве что предмет разговора здесь — «Быть или существовать?»
Oh, Theatre