ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Муки семьи

Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
В МХТ имени Чехова состоялась премьера «Крейцеровой сонаты»

Одно из самых неоднозначных произведений Льва Толстого, обличившего «Крейцеровой сонатой» законный брак как официальную форму разврата, поставил молодой режиссер Антон Яковлев. Он сам написал инсценировку, превратив горячую отповедь Толстого семье в простую историю одной несчастливой семьи.

«Крейцерова соната», еще до публикации разошедшаяся в списках, в свое время наделала шуму. Толстой вынес безжалостный приговор обществу, превратившему женщину в рабыню. По его мнению, женщины мстили за это, манипулируя инстинктами мужчин путем сознательного превращения себя в объекты вожделения. Беднягам, вынужденным жениться, всю последующую жизнь приходится оплачивать счета и потакать женским прихотям. Единственное спасение от ловушки брака Толстой видел в целомудрии. 

В свое время самые свои сокровенные мысли Толстой доверил главному герою «Крейцеровой сонаты» Позднышеву. Дотошность, с какой «матерый человечище» описывал детали семейной жизни, заставили его супругу Софью Андреевну в ответ сочинить повесть «Чья вина?».

Именно на этот вопрос ищет ответ и режиссер спектакля МХТ. Эпиграфом к постановке Антона Яковлева смело можно ставить цитату из «Анны Карениной»: «Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Преиначивая толстовский месседж в обыкновенную историю, режиссер основательно прошелся по тексту, смягчив особо резкие моменты. К примеру, Толстой, описывая зарождение влюбленности героя, делал упор на «обтягивающее джерси» Лизиного костюма. А режиссер в том же эпизоде надел на героиню в широкую пелеринку. Из спектакля исчезли все доказательства измены жены. Исчез и натуралистично описанный Толстым момент убийства. Вместо удара ножом Позднышев (Михаил Пореченков) просто подбрасывает вверх кипу листов.

Переписывая повесть, режиссер препоручил фрагменты монолога Позднышева другим героям. В одной из сцен Лиза (Наташа Швец) словами мужа жалуется сестре Полине (Ксения Лаврова-Глинка), что ее семейная жизнь не ладится и с мужем ее связывают только дети.

По форме спектакль больше похож на читку в пустом полутемном пространстве, где вместе с героями неприкаянно бродит трио музыкантов — режиссерская метафора нарушенной семейной гармонии. Порой кто-то из них проводит смычком по струне, извлекая отрывистые скрипы. Попытки внести разнообразие в действие, вроде спора в вагоне, обрамляющего спектакль, вялы и скучны. Гораздо интереснее результат работы с актерами.

Михаил Пореченков играет, отбросив все приемы, знакомые по его киноролям. На сцене не «реальный папа», а человек, воспринимающий мир до болезненности тонко. Просто-таки действительно больной. С медицинской точностью актер выводит историю сумасшествия: непонимание, возникшее в семье, нелепые подозрения, разбуженные средством, «помогающим» Лизе больше не рожать детей. Все это перерастает в манию, подталкивая героя к убийству. На фоне этого хрупкая и аристократичная героиня Наташи Швец проживает целую жизнь, превращаясь из юной барышни, обожавшей шутить и дурачиться, в измученную, усталую женщину.

Возможно, именно лишив повесть Толстого ее патетики и нажима, режиссер помог обрести ей современный смысл. На самом деле, разве мало мучающих друг друга людей, которых помимо постели и детей ничто не связывает?
2008
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Как по нотам, Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008
Олег Табаков: «Мы всегда остаемся при своих», Катерина Антонова, Театрал, 15.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008
За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008
Московский Художественный театр отмечает 110-летний юбилей, новостной сюжет Первого телеканала, 26.10.2008
Тайная сторона векового успеха, новостной сюжет телеканала НТВ, 26.10.2008
Почётный доктор Табаков, Екатерина Зорина, программа «Вести» телеканала «Россия», 21.10.2008
Еланская Клавдия. Волшебный голос театра, телеканал «Культура», 23.09.2008
Табаков отправляется в автономное плавание, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2008
Сто лет мы вереницей идем за синей птицей, Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008
У МХТ имени Чехова обострился стройкомплекс, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.09.2008
Прирастить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2008
Главный спектакль — стройка, Ольга Романцова, «Газета», 31.08.2008
Московский художественный театр начинает новый сезон, новостной сюжет на Первом канале, 30.08.2008
Табаков задумал новое строительство, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2008
Олег Табаков: Любить грузин можем только мы, Дмитрий Быков, Собеседник, 26.08.2008
Дорога и жизнь, Наталия Колесова, Планета Красота, 07.2008
Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Мария Кнебель: жизнь без догмы, Наталья Пивоварова, НГ, 23.05.2008
Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Алексей Кортнев на работе и на отдыхе, Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Большое плавание, Елена Ямпольская, Известия, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
Виленкин Виталий — чеховский интеллигент, телеканал «Культура», 24.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Игорь Верник стал камергером, а Гоша Куценко — свинопасом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 19.02.2008
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008
Мой серебряный шар. Вл. И. Немирович-Данченко, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008