ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Крик над озером

Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
Перед началом «Чайки» по обстановке в зале казалось: сейчас откроется занавес и на сцене пойдет не спектакль с 30-летней историей, а что-то новое и одновременно ефремовское. Во всяком случае, такое ожидание читалось в лицах зрителей, рассматривавших юбилейные программки, об этом говорило и появление в зале (под вспышки фотокорреспондентов) Олега Табакова. За несколько десятилетий состав исполнителей неоднократно менялся, смещались акценты, чеховская пьеса звучала то комедийно, то ближе к трагедии, а на 450-м спектакле и вовсе возникло впечатление, что Олег Ефремов через свою «Чайку» снова говорит с сегодняшним залом.

Как сказал ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский (его выступление предваряло спектакль), «Чайка» в судьбе Олега Ефремова была совершенно особым спектаклем. Ею он завершал свою работу в «Современнике» в 1970 году и ею же подытожил первое десятилетие работы во МХАТе. Причем две постановки существенно отличались друг от друга. Если в 1970 году Ефремов превращал Чехова в памфлетиста (интеллигентские разговоры шестидесятников; люди говорят, но не слышат друг друга, ссорятся и выясняют отношения), то в 1980 году в спектакле громче зазвучала нота всеобщего понимания и смирения. Она звучала и несколькими годами позже, после известного раскола МХАТа на «доронинский» и «ефремовский»; звучала она и в 1998 году — в год столетия театра; звучит она и сейчас — при новом поколении исполнителей.

Евгения Добровольская сыграла все женские роли в этом спектакле. А сегодня она — Аркадина. В ее исполнении это болтливая, нервная кокетка из провинции, в характере которой словно борются два начала: с одной стороны, она светская львица (французские туалеты носить умеет, живет с модным беллетристом Тригориным), с другой — она мать, страдающая от неудач своего сына Кости Треплева, пытавшегося покончить с собой. «А ты без меня опять не сделаешь чик-чик?» — спрашивает она предельно участливо. И пусть в ее словах слышен наигрыш: Аркадина, как известно, — не совсем успешная актриса. Проявляет сострадание, как привыкла «изображать» его на сцене. Заламывает руки и, кажется, вот-вот заплачет от своей нелегкой женской доли. Правда, эти страдания гроша ломаного не стоят. Евгения Добровольская виртуозно сыграла это в сцене, где ее героиня поправляет повязку своему раненому сыну. Вот бинт и голова в нежных материнских руках, вот заботливо осматривает она рану, но поскольку Костя начинает ее упрекать в глупой любви к Тригорину, то материнская любовь тут же переходит в ненависть. Как отталкивает она Костину голову, как срывает повязку, как играет при этом свое женское горе — горе несостоявшейся светской львицы.

Под стать ей Тригорин (Анатолий Белый) — самоуверенный щеголь, с короткой стрижкой, в модном костюме, обходительный и благородный. Но за этими манерами проступает демоничность. Такой способен открывать любые двери, обманывать, жить в свое удовольствие. Его тайная связь с Ниной Заречной (Анастасия Скорик) становится столь же важной в спектакле, как и литературное противостояние с Треплевым. Ефремов (а вслед за ним и режиссер новой редакции Николай Скорик) сделал акцент на прозрачности, четкости каждой сюжетной линии пьесы. Это спектакль не только о любовном треугольнике (Треплев, Тригорин, Нина), не только о драматурге-самоубийце, не только о страданиях его матери, но и о каждом конкретно. Экспансивная до истерики Маша (Ирина Пегова), ее глупый муж учитель Медведенко (Алексей Шевченков), страдающая от неразделенной любви Полина Андреевна (Римма Коростелева), пожилой, ироничный и все понимающий Сорин (Сергей Сосновский)…

Разбирать взаимоотношения между персонажами ефремовской «Чайки» — занятие увлекательное, как шарада. Но есть в этой постановке еще одно действующее лицо, которое у Чехова прописано лишь пунктиром — природа, красота бездушного мира, в котором погибают люди. Отдаленный крик чайки над озером звучит надрывно, передавая обитателям имения не только тревожное настроение, но и мысли о бесконечной неустроенности жизни — словно мятущаяся душа молит о помощи. Недаром Нина Заречная так пронзительно сравнит себя с чайкой, а в конце спектакля вернется к колдовскому озеру, где прошло ее детство, юность и где она сделала первые шаги на театральной сцене. Нервозность, неустроенность исходит и от старой беседки-театра, расположенной в старом саду. Шаткая, продуваемая ветром, она временами выезжает из глубины на авансцену: кажется, еще немного и старые колонны полетят в зрительный зал, а вместе с ними рухнет и мир усадьбы — со всеми ее горестями.

С этого спектакля в 1980 году началось сотрудничество театра с художником Валерием Левенталем. И сегодня во всех учебниках сценографии балет занавесей, «живая» беседка, мерцающий природный фон описан, как один из интереснейших образцов театрального искусства. Впрочем, такое оформление становилось и фоном не только для чеховской истории, но и для игры многих поколений мхатовских артистов. За минувшие годы Аркадину играли — Татьяна Лаврова, Ирина Мирошниченко, Екатерина Васильева; Треплева — Андрей Мягков, Владимир Симонов, Роман Козак, Михаил Ефремов; Сорина — Андрей Попов, Владлен Давыдов, Олег Табаков, Петр Щербаков, Вячеслав Невинный; Нину Заречную — Анастасия Вертинская, Елена Проклова, Елена Майорова, Евгения Добровольская и другие. Каждая эпоха вносила новые краски, но всегда было что играть.
Пресса
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Евгения Добровольская: «Сидим, слушаем…», Мария Михайлова, Театрал, 1.01.2017
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Добровольская о МХАТе, новой роли и современности, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.01.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Гуляла вся «деревня… дураков»!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 28.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Двое в комнате, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.12.2012
Развод с французского, Роман Должанский, Коммерсантъ, 5.12.2012
В МХТ испытали предел любви, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Развод по-французски, Елена Ковальская, Афиша, 16.05.2012
Смесь французского со Станиславским, Вера Копылова, Московский комсомолец, 10.04.2012
Кто бросил Евгению Добровольскую?, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.03.2012
«Предел любви» и предел счастья, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.03.2012
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.04.2004
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001