ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Косметический ремонт

Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Нынешние чеховские постановки условно делятся на две группы: радикально новое прочтение и реставрация, косметический ремонт исторического здания. К последним можно отнести две премьеры — «Чайку» во МХАТе имени Чехова и «Иванова» в Малом.

Во мхатовской «Чайке», которую более двадцати лет назад поставил Олег Ефремов и которая все эти годы была визитной карточкой театра, полностью обновлен состав исполнителей, и поскольку спектакль это актерский, можно говорить о премьере. Хотя первое, что приятно удивляет, это крепкая режиссерская конструкция, в которой по-прежнему удобно актерам. Левенталевские тюлевые декорации, еще красивые, хотя и старомодные, квакающие лягушки и поющие птицы, разъезжающая по сцене беседка и приглушенные звуки фортепиано создают лирическую атмосферу, которая так идет мхатовским стенам, а отсутствие указующего перста постановщика дает возможность вслушаться в текст и понаблюдать за актерами. Последнее обстоятельство для новой театральной публики, во время действия громко отвечающей на звонки своих сотовых телефонов и, судя по некоторым реакциям, пьесу не читавшей, особенно кстати. В целом же бережно сохраненный и легко узнаваемый изящный рисунок спектакля — несомненная удача режиссера возобновления Николая Скорика.

Тон на сцене задают «старики» — теперь уже ефремовского призыва. Понятие это для Художественного важное, очень почетное, ответственное и с возрастом связанное в последнюю очередь. Великолепен Вячеслав Невинный в роли Сорина, в нескольких репликах раскрывший целую драму жизни. Ирина Мирошниченко играет Аркадину тщательно, собранно, нигде не педалируя ни красоту, ни каботинство своей героини. Она без памяти влюблена в Тригорина, не может не любить сына и разрывается между двумя этими чувствами, предвидя катастрофу. Аркадина неожиданно стала одной из самых трагических фигур постановки, что наверняка обрадовало бы создателя спектакля, поживи он подольше.

Среди молодых солирует Евгения Добровольская — Маша: в ней уж точно есть те самые «пять пудов любви», о которых говорил Чехов. Присутствие этой любви ощущается даже тогда, когда она не участвует в разговоре, а просто находится на сцене; раненой птицей бьется эта Маша о прозу жизни и куда больше заслуживает и Треплева, и актерского призвания, нежели Нина. Тем более что Нина в исполнении Марины Салаковой — единственная очевидная неудача постановки, наводящая к тому же на грустные размышления: что-то уж больно бледно выглядят пока питомцы знаменитой «Табакерки» на главной сцене страны. В том числе и любимец публики Евгений Миронов, играющий Треплева не непонятым художником, а жалкой личностью, слабым неврастеником, смятым жизнью.

Любопытно, что нечто похожее происходит и в совершенно другом спектакле — «Иванове» в Малом театре (постановщик и исполнитель главной роли Виталий Соломин). Там тоже побеждают традиции и старая актерская гвардия. Едва ли не главная задача постановщика «Иванова» — объяснить, почему это немолодой небогатый помещик с заурядной фамилией вдруг оказался героем драмы. В конце концов дядя Ваня мучительно и безнадежно любит, Астров лечит людей, Тригорин пишет, как умеет, и только Иванов без конца ноет, попутно губя всех близких. Помню постановку этой пьесы в «Ленкоме» — героя играл Евгений Леонов, внешне вовсе не предназначенный для роли Иванова, но едва он появлялся на сцене, все слушали только его и смотрели в его сторону. Магия большого актера говорила сама за себя. Виталий Соломин и интеллигентен, и обаятелен, и органичен в любовных сценах, но трагедия ему никак не дается. Если бы не роковой выстрел в финале, перед нами был бы классический доктор Дорн, который хоть и страдает от пошлости жизни, отнюдь не чужд ее радостям.

Соломин — уже в качестве постановщика — немало усложнил себе жизнь, надев на Людмилу Титову, исполнительницу роли жены Иванова Сарры, рыжий, огромный, какой-то клоунский парик и позволив ей заламывать руки так, как будто спектакль идет на той самой сцене в Ельце, куда направлялась Нина Заречная. Это обидно, потому что роль — одна из важнейших в пьесе. Возлюбленную Иванова Сашу Татьяна Скиба играет резко, определенно, развенчивая женскую эмансипацию, подразумевающую любовь не к мужчине, а к своему подвигу по его спасению. Но самое интересное в спектакле — это окружение Иванова, гости в доме Зинаиды Савишны, где Малый предстает во всеоружии своего фирменного актерского ансамбля.

Новая постановка как бы балансирует между двумя полюсами: несвойственной этой сцене условности, заявленной в оформлении Анастасии Нефедовой, и сочного бытового реализма, где актеры чувствуют себя как рыбы в воде. Победа за последним — невозможно даже сравнивать, например, стенания героя под неким знаковым деревом из ткани, хитро преобразующимся потом в гостиную Лебедевых, и разговор под настоящую закуску в кабинете Иванова, блистательно разыгранный Анатолием Потаповым, Юрием Каюровым и Татьяной Панковой. На именинах Саши равно неотразимы и прима Малого Евгения Глушенко в роли Зинаиды Савишны, и артисты из массовки. Они веселят зал, не позволяя себе ни грана пошлости, в чем и проявляется класс театра.

Возможно, обе постановки — при всех просчетах — являют собой удачный пример того, как и нужно обновлять классику в академических стенах. Нигде не оскорбляя зрительских чувств, не обманывая их ожиданий, а если и навевая временами скуку, то только на критиков.
Пресса
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Евгения Добровольская: «Сидим, слушаем…», Мария Михайлова, Театрал, 1.01.2017
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Добровольская о МХАТе, новой роли и современности, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.01.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Гуляла вся «деревня… дураков»!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 28.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Двое в комнате, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.12.2012
Развод с французского, Роман Должанский, Коммерсантъ, 5.12.2012
В МХТ испытали предел любви, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Развод по-французски, Елена Ковальская, Афиша, 16.05.2012
Смесь французского со Станиславским, Вера Копылова, Московский комсомолец, 10.04.2012
Кто бросил Евгению Добровольскую?, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.03.2012
«Предел любви» и предел счастья, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.03.2012
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.04.2004
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001