ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Во МХАТе зажгли

Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
На Большой сцене МХАТ имени Чехова поставили «Священный огонь», никогда раньше не шедшую на русской сцене пьесу английского классика Сомерсета Моэма. Режиссер Светлана Врагова вполне вписалась в рациональную творческую программу Олега Табакова: театр показал крепкую кассовую продукцию, которая не разочарует зрителя.

Поскольку пьеса переведена и поставлена впервые и название ее ничего не говорит даже завзятым театралам, сюжета драмы заранее не знает никто. Постановка Светланы Враговой и опирается прежде всего на фабулу пьесы, а там есть на что опереться. Сомерсет Моэм никогда не был снобом по отношению к публике, поэтому законами жанра, диалога и композиции не пренебрегал. В спектакле «Священный огонь» целых два жанра, свой для каждого действия. Первый мхатовский час окрашен в тона комнатной психологической драмы. По дому своей матери ездит в инвалидной коляске бывший военный летчик, молодой еще человек, попавший в авиакатастрофу и обреченный на смерть. За ним присматривают врач и тайно влюбленная в несчастного сиделка, при этом красавица жена калеки всерьез увлечена его красавцем братом. Благообразный поклонник матери дополняет идеальный для развития любого конфликта набор персонажей.

Ночью молодой герой умирает, и после антракта зрителю предложен настоящий детектив. Невзрачная поначалу сиделка превращается в следователя и пытается выяснить, кто же именно дал покойному смертельную дозу снотворного. Ситуация развивается в духе знаменитого «Опасного поворота»: под подозрение может попасть каждый. Напряжение не спадает, правда оказывается непредсказуемой, и раскрыть ее означало бы оказать спектаклю смертоносную услугу. Которой «Священный огонь» не заслуживает: он заделан добротно и не претендует ни на что большее, чем он есть на самом деле. Конечно, все не так уж незатейливо. И Моэм вживил в пьесу рефлексии по поводу потерянного военного поколения и всяческие рассуждения на темы жизни-смерти. И Светлана Врагова не прочь намекнуть на разные философские проблемы. А с помощью художника Валерия Левенталя пару раз уводит камерную историю в какие-то оперные кущи. Первый раз — когда герой погибает, второй — когда спектакль кончается: комнаты вдруг оборачиваются каменистыми скалами, а на фоне размытого писаного задника возникает несчастный покойник и идет навстречу своей матери.

Но кроме этих резких сполохов «Священный огонь» ровно горит в камине традиционной, смирной театральности. Здесь важны стильность универсального павильона в духе ар-нуво, правильный подбор актерских фактур и темпераментов, как и не видная зрительскому глазу непростая работа над ролями. Важно также, что сделана реальная попытка опереться на силы собственно мхатовской труппы и обойтись на Большой сцене минимальным количеством рекрутов-спасателей из «Табакерки». Единственный guest star оттуда, Сергей Безруков в роли бывшего летчика, манкость премьерной растяжки над Камергерским переулком, конечно, усиливает, но по качеству работы пока проигрывает едва ли не всем законным мхатовцам: играет как будто с налета, небрежно, на одной ноте. На другом актерском «полюсе» — Ольга Барнет (мать) и Евгения Добровольская в выигрышной роли сиделки. Так или иначе, но во мхатовском репертуаре появилась надежная, стабильно работающая единица.

Она могла бы достойно «подпереть» другие спектакли, спектакли-события. Собирание новой, табаковской афиши главной мхатовской сцены — сюжет едва ли не более любопытный, чем обсуждение достоинств и недостатков каждой из постановок чеховского МХАТа нынешнего сезона. Но именно в этом смысле «Священный огонь» пока что попадает в неблагоприятный для него контекст. После пышной, но несобранной «Кабалы святош», после программно снотворной «Антигоны» Ануя и реанимированной ефремовской «Чайки» (удачно возвращенной к жизни, но все же в статусе мемориального спектакля) всякая новая премьера Художественного театра автоматически нагружается невольной дополнительной ответственностью. Так вот, расплачиваться по чужим счетам «Священный огонь», конечно, не в состоянии. Однако по собственным векселям отвечает без минуса.
Пресса
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Евгения Добровольская: «Сидим, слушаем…», Мария Михайлова, Театрал, 1.01.2017
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Добровольская о МХАТе, новой роли и современности, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.01.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Гуляла вся «деревня… дураков»!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 28.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Двое в комнате, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.12.2012
Развод с французского, Роман Должанский, Коммерсантъ, 5.12.2012
В МХТ испытали предел любви, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Развод по-французски, Елена Ковальская, Афиша, 16.05.2012
Смесь французского со Станиславским, Вера Копылова, Московский комсомолец, 10.04.2012
Кто бросил Евгению Добровольскую?, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.03.2012
«Предел любви» и предел счастья, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.03.2012
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.04.2004
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001