ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Детектив в стиле «модерн»

Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Стиль «модерн», в 90-х незаметно проникший на театральные подмостки, прочно там обосновался.

Его влияние чувствуется во многих постановках, но наиболее полно выразить на сцене зыбкую, неуловимую сущность модерна сумела Светлана Врагова. Ее спектакль «Катерина Ивановна» несколько лет назад стал событием сезона. С тех пор каждая работа Враговой отмечена знаком этой странной, трудно объяснимой словами эстетики. Она присутствует и в спектакле «Священный огонь» по пьесе Сомерсета Моэма — первой постановке режиссера на сцене МХАТ им. Чехова.

Моэма принято считать реалистом, описывающим особенности человеческой породы с иронией и даже некоторой долей цинизма. Его пьесы «Круг» и «Верная жена», идущие на русской сцене, для режиссеров — настоящая палочка-выручалочка. Композиция выстроена как в музыкальном произведении, реплики в диалогах отточены и продуманны, будто выпады в фехтовальном поединке, сюжет держит зрителя в напряжении, не давая расслабиться ни на минуту.

С пьесой «Священный огонь» (она написана в 1929 году и раньше на русский язык не переводилась) дело обстоит значительно сложнее. При первом, поверхностном чтении она может показаться обычным детективом. Войдя утром к летчику Морису Тэбрету (Сергей Безруков), ставшему инвалидом после аварии в одном из тренировочных полетов, сиделка Уэйленд (Евгения Добровольская) обнаруживает, что он умер. В стакане на ночном столике растворены остатки смертельной дозы снотворного. Любившая Мориса сиделка собирается обратиться в полицию и устраивает домашнее детективное расследование, обвиняя в смерти Морриса его жену — красавицу Стеллу Тэбрет (Екатерина Семенова). Мисс Уэйленд уже знает, что Стелла ждет ребенка от брата Морриса, Колина (Егор Бероев). Убийство героя «чисто английским» не назовешь: ведь тот, кто его совершил, меньше всего думал о устранении препятствия для карьеры или финансовой выгоде. Впрочем, давно известно, что пересказывать сюжеты детективов — дело бессмысленное и бесполезное.

Описанные выше сюжетные перипетии служат Моэму скорее поводом для философских размышлений о добре и зле, о жестокости, которая на проверку оказывается милосердием. Поэтому в жесткой сюжетной схеме время от времени возникают пробелы и паузы. Используя это свободное пространство, Врагова превращает детектив в спектакль стиля «модерн». Приметы излюбленного режиссером стиля ощущаются во всем, от сценографии Валерия Левенталя до мизансценического рисунка.

Для модерна привычно соединение деталей, на первый взгляд совершенно не подходящих друг к другу. Это свойство стало одним из принципов построения спектакля. Он становится особенно очевиден в сцене смерти Мориса. Лакей катит пустое инвалидное кресло. Морис, прежде передвигавшийся в нем, стоит и с удивлением смотрит. Звучит странная музыка, ткань на декорации колеблется, бегают зыбкие тени, и тут Морис начинает танцевать. Его движения становятся все более резкими. Такую сцену мог бы сочинить кто-нибудь из писателей-декадентов. Вдруг стена раздвигается, а декадентский роман превращается в современный фильм ужасов. Человек в черном фраке (похожий одновременно на булгаковского Воланда и персонажа из «Призрака оперы») манит Мориса к себе. Летчик подходит к нему, стена возвращается на прежнее место.

Поставив спектакль на большой сцене МХАТ, Врагова не упустила ни одной из возможностей наполнить действие выразительными и запоминающимися деталями. Одна режиссерская находка следует за другой. Хотя порой от обилия подробностей действие кажется слишком затянутым. Но ничего не поделаешь, перенасыщенность — отличительная черта стиля модерн. Благодаря политике «открытых дверей», которой придерживается Олег Табаков, к дереву МХАТ привили веточку, сделанную по законам этого стиля.
Пресса
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Евгения Добровольская: «Сидим, слушаем…», Мария Михайлова, Театрал, 1.01.2017
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Добровольская о МХАТе, новой роли и современности, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.01.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Гуляла вся «деревня… дураков»!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 28.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Двое в комнате, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.12.2012
Развод с французского, Роман Должанский, Коммерсантъ, 5.12.2012
В МХТ испытали предел любви, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Развод по-французски, Елена Ковальская, Афиша, 16.05.2012
Смесь французского со Станиславским, Вера Копылова, Московский комсомолец, 10.04.2012
Кто бросил Евгению Добровольскую?, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.03.2012
«Предел любви» и предел счастья, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.03.2012
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.04.2004
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001