ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

МХАТ промахнулся и попал в коммунистов

Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Сенсационность в новый спектакль МХАТа им. Чехова заложена изначально: лучших артистов театра на три часа запихнули в общественный сортир. Во-первых, потому что «Нули» — это пьеса знаменитого чешского драматурга и диссидента Павла Когоута. Во-вторых, в «Нулях» играют лучшие мхатовские актеры: Сергей Юрский, Наталья Тенякова и Татьяна Лаврова. В-третьих, и это самое главное, действие происходит в общественном туалете. Самом центральном в Чехии, расположенном под Вацлавской площадью.

Впервые сортир во всем его кафельном блеске представлен на сцене академического театра (сценография Давида Боровского). Писсуары, краны, толчки, жужжание сливных бачков и звук журчащей воды воспроизведены с барственным реализмом, в котором МХАТ не знает себе равных. Среди этого сантехнического правдоподобия бегают, всплескивают руками и рассказывают драматические судьбы героев целые толпы артистов МХАТа. Многие из них появляются на сцене лишь для того, чтобы справить малую нужду. Другие — чтобы к этому процессу добавить несколько претендующих на афористичность реплик, третьи задерживаются подольше. Сергей Юрский, играющий роль сортирного уборщика с 50-летним стажем, сцену практически не покидает.

Кроме половины мхатовской труппы перед сидящими в зрительном зале проходит в сжатом изложении вся история Чехословакии от 1945 года и до конца девяностых. Ход ее сводится к тому, что в туалет то забежит фашист, и его тут же убивают, то зайдет Александр Дубчек после первомайской демонстрации и жмет всем руки, то возникнут советские танкисты, то Вацлав Гавел спрячет здесь документы, то, наконец, явятся рэкетиры, сутенеры и прочие солдаты зарождающегося капитализма.

Драматургически сюжет «Нулей» строится очень прихотливо. Есть герой-резонер, от лица которого ведется общее повествование, есть краткая историческая нарезка, есть судьбы каждого из задержавшихся в общественном сортире и не сумевших адаптироваться к наступившей свободе. На последней стадии сюжет дополнительно разветвляется на драмы, мелодрамы и даже детективы. Особенно эффектна история одной пани (Татьяна Лаврова), которая была бомжихой, потом оказалась графиней, по реституции получила назад свой замок, едва не вышла замуж за брачного афериста (помолвка происходит в том же туалете) и, наконец, несчастная, уехала к детям в Голландию. 

И все же «Нули», несмотря на именитость автора, трудно признать удачной пьесой. Постановка ее во МХАТе — новый труднообъяснимый просчет Олега Табакова. На пресс-конференции перед премьерой, худрук театра признался, что недавно уже сделал ошибку. Неудачную постановку («Тот, кто получает пощечины») МХАТ уже выпустил, и Табаков высказал надежду, что план по плохим спектаклям на это год уже выполнен. Увы… Видимо, «Нули» пополнят список неудач.

Даже сортирная тематика — гарант хохота в любом зале — не спасает. При всей серьезности и оригинальности замысла и попытке выйти на социально-политический жанр, который, кстати, в российском театре заметно угас, «Нули» выглядят странным гибридом: политическая сатира не глядя напялена на разрозненные истории маленьких людей. Чешский режиссер Ян Буриан, который ставил «Нули» в театре города Пльзень и теперь воспроизвел его на сцене МХАТа им. Чехова, ничего не смог сделать с драматургическим сумбуром Когоута. Юрский, три часа шагающий по сцене в джинсах и поношенных кроссовках, — тоже. Спектакль выглядит произведением глубоко пенсионным и годящимся для репертуара явно не МХАТовского уровня. В финале публику ждет коронная реплика. Одна из героинь невзначай бросает в зрительный зал: «Кажется, при коммунистах было лучше?» Старушки в зале кивают и одобрительно шепчут. Чтобы достигнуть подобных откровений, совсем не надо три часа мариновать зрителей в сортире.
Пресса
Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003
Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002