ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Последнее слово

Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Незадолго до того как Гвоздицкий попал в больницу, из которой уже не вышел, актер дал это интервью, которое целиком выйдет в следующем номере журнала «Станиславский». Фрагмент из, вероятно, последнего интервью актера — сегодня.

Виктор Васильевич рассказывал, что готовится к гоголевской «Женитьбе» и репетирует в чеховской «Чайке» в петербургском Александринском театре, в который он перешел из МХТ, размышлял о том, что его волнует в профессии. 

 — Виктор Васильевич, постановщик новой «Чайки» Кристиан Люпа поручил вам роль Тригорина?

 — Нет, Дорна. Он мне всегда был интереснее. Как-то жизнь все время к нему приводит. Олег Николаевич Ефремов хотел, чтобы я играл Дорна во МХАТе, не сложилось, но было еще несколько возвращений к этому предложению. И в докторе Дорне очень много Чехова.

 — Именно Дорн произносит фразу «Как все нервны» и смотрит отстраненно на все происходящее в пьесе. А у вас когда-нибудь возникало ощущение, что вы в жизни — наблюдатель? Или вы всегда были вовлеченными в общий процесс?

 — Никогда вовлечен не был в общий процесс, никогда. Но наблюдатель? Не могу такую роль на себя повесить. Слишком большая роскошь — быть наблюдателем. Бывало, что приходилось плыть против течения, но это другое. Хотя сейчас приходится наблюдать со стороны. Вижу, что актерская профессия переживает трудный, разный период, скажем так, спорный период.

 — Что меняется?

 — Чтобы владеть профессией, нужно владеть ремеслом. Понятие ремесла со времен Станиславского и Немировича-Данченко сейчас утрачивается. Нужно понимать, что на сцене должно быть видно, слышно, ясно, а внутреннее содержание простроено. Я очень не люблю, когда коллеги, к которым я прихожу на спектакль, говорят: «Тебе так не повезло, такой спектакль неудачный, а вчера был хороший». Я отвечаю: «Если он неудачный, это должно быть видно только вам». Это и есть ремесло, которым артист обязан владеть. А если это сегодня черное, а завтра — белое, значит, спектакль не сделан.

 — Все размыто?

 — Считается, что «ремесло» не очень высокое слово, хотя это не так. Пройдя университеты Художественного театра, я видел очень больших артистов на сцене: Смоктуновского, Невинного, Ефремова. Эти люди владели мастерством. Они были внятны в своей профессии, в своем желании, в своей тонкости. Говорят: «Такой тонкий артист, он третий план играет!» А на самом деле труднее всего сыграть первый план. Как у Пушкина — только первый план. Второй уже можно придумать. И пятый, десятый, двадцать шестой. А сыграть первый план, чтобы он был точным, чтобы он был в авторе и одновременно мой, — это самое трудное. Это как музыка. Если играют мимо нот, получается что-то непонятное.

 — Вы часто ходите на спектакли? Что-то нравится?

 — Сейчас довольно редко, потому что на два города живу, не получается. Из последнего, что я видел, понравилось все, что делает Василий Бочкарев в Малом театре. «Мнимый больной» и, конечно, Островский безукоризненно сделан, «Правда хорошо, а счастье — лучше». Но не сами спектакли, а именно роли. И его отношение к профессии, отношение к театру, какая-то серьезность человеческая.

 — Сегодня вы в Александринском. Чем он вас привлек?

 — Таких театров нет в России. Я имею в виду ауру здания, ауру ярусов, лож, плафонов, люстр, царских лож. Там магия огромная пространства. Пространства, которое сделано настоящим архитектором Карлом Росси. Мне кажется, Фокин очень правильно и красиво строит репертуар, включая в него постановки пьес, которые в свое время впервые появились на Александринской сцене. Это и «Ревизор», и «Женитьба», и «Чайка». У меня к этому театру отношение особое. До Москвы я работал в Театре комедии, напротив Александринки, и застал его великих артистов. Говорить про этот театр можно очень много. Зайдите туда.
Пресса
Пьеро и Арлекин, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 13.10.2015
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999