ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Не наше все

Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Пьеса ?Самое главное??? опасная пьеса. Путаная, мешающая пародию, клоунаду и?трагический балаган с?элементами патетики и?трагической арлекиниады, она (хоть и?написана в?1921?году) явно принадлежит Серебряному веку. Главный герой?? площадной комедиант, дешевый мистификатор, надувающий глупых обывателей, ? оказывается театральным пророком, одержимым жертвенной идеей преображения жизни театром. Сжигаемый в?огне своей безумной арлекиниады, он?умирает, принеся себя в?жертву этому преображению. Местного ?мага? играет Виктор Гвоздицкий?? легкокрылый эльф того старинного театра, в?котором гротеск и?патетика были связаны крепчайшими узами. Игра Гвоздицкого рациональна и?суха, но?только для того, чтобы удерживать под контролем состояние романтического транса, сотрясающего все его существо. Когда в?начале спектакля, костюмированный в?толстозадую гадалку, он?забавляет публику откровенно ярмарочной игрой, трудно догадаться, что в?финале его трагический Арлекин будет истекать ?клюквенным соком?, скорбно оглядывая зрительный зал. Гвоздицкий рожден для этого парадоксального театра, в?котором грубая буффонада, ирония и?гротеск замешены на?дрожжах высокого сострадания к?падшему человеку.

Клоун божий, он?и?самого себя почитает последним и?нелепейшим из?его созданий. Оттого так таинственна игра Гвоздицкого, так, кажется, проникнута скрытым, сакральным смыслом. Оттого он?так несчастен и?одинок среди большинства своих партнеров, для которых пародия?? лишь пародия, грубая буффонада?? лишь буффонада (особенно это одиночество чувствуется здесь, на?сцене МХАТа).

Но заглянем в?пьесу. Доктор Фрегори, таинственный антрепренер, нанимает трех актеров уездной труппы, чтобы они участвовали в?его театре и, спустившись с?подмостков, вошли в?жизнь реальной городской семьи. Для того чтобы узнать тайны этого семейства, он?поначалу выдает себя за?знаменитую гадалку и, наконец, является в?театр, чтобы завербовать актеров. Он?присутствует на?репетиции местной труппы, о?которой один из?ее участников говорит: ?Ничего возвышенного и?поэтического вы?здесь не?увидите?.

Пиранделловский трагический мотив утраты своего лица предстает у?Евреинова в?балаганном антураже, сопровождаемый театральной пародией и?капустником. ?Самое главное?, повторимся, очень опасная пьеса. На?сцене МХАТа имени Чехова она превращается в?пьесу об?утрате театром своей миссии, о?потере своего лица.

Когда-то, в?начале своей истории, Художественный театр с?удовольствием участвовал в?капустниках ?Летучей мыши?, высмеивая собственные и?чужие штампы и?выдавая публике маленькие секреты театральной кухни. Сегодня театральная кухня стала забавлять публику едва?ли не?более, чем театр, а?сам МХАТ превратился в?один из?главных источников кухонных сплетен. Театру больше нечего сказать миру. Только?бы выжить, дать своим полуголодным актерам хлеб насущный? Пьеса Евреинова оказалась весьма кстати. Добавьте еще общее сознание кризиса в?среде театральных людей, падение искусства актера, частную ситуацию МХАТа имени Чехова, и?станет ясно, на?чем хотел сыграть постановщик Роман Козак.

Евреинов всегда утверждал, что театр?? грубое искусство на?потребу толпы, что аристократизм приписали ему более поздние эпохи, истинная, древняя?же природа театра имеет в?основе наслаждение насилием, жестокостью и?зрелищем смерти.

Точно пытаясь довести эту мысль до?абсурда, Козак создает на?сцене дешевый балаган, цель которого?? высмеять дурной театр и?воспеть высокую и?трагическую участь подлинного актера. Проблема только в?том, что пошлость из?объекта пародии то?и?дело превращается в?реальную плоть спектакля, разливается по?подмосткам. Когда-то, работая в?театре ?Кривое зеркало?, Евреинов называл пародию эшафотом, куда выставлялась для всеобщего осмеяния вся современная зрелищная культура. Выстроенный на?подмостках нынешнего Художественного театра, этот эшафот становится местом подлинной казни для всего современного театра.

Не зря спектакль идет на?фоне задника, изображающего Колизей?? место одного из?самых кровавых и?жестоких развлечений римской толпы. В?финале этот Колизей, превратившись в?огромное колесо истории, грозно нацелился на?зрительный зал, точно желая раздавить его.

Нелепость, примитивность театрального пространства возведены режиссером Козаком и?художником Юрием Хариковым в?абсолют. Белые занавески кукольного театрика, из-за которых и?являются персонажи парадоксальной евреиновской драмы, шокируют своей нарочитой бедностью. Второй?же акт не?менее шокирует своим разухабистым шиком. Площадной фарс о?деградации театра предстает в?аляповатом одеянии. Публика радуется: театр разоблачен в?своем самом грубом и?нелепом.

В одном только случае весь этот безумный проект с?евреиновской пьесой мог по-настоящему осуществиться?? если?бы режиссер и?актеры были одержимы подлинным вызовом. Тогда их?игра могла?бы стать пылающим обличением пустоты и?фальши нынешнего театра, а?не очередным дополнением к?нему.

Нет-нет, спектакль вовсе не?плох. В?нем (Гвоздицкий всегда за?скобками) и?прелестная клоунесса Оксана Мысина и?блестящий комический актер Александр Семчев, и?Вячеслав Невинный-младший, сыгравший историю неудачного самоубийства студента точно и?трогательно.

Спектакль ?Самое главное? вовсе не?плох, он?просто не?исполнил своих претензий. Кроме одной?? со?сцены Художественного театра было громогласно заявлено: ?Ничего возвышенного и?поэтического вы?здесь не?увидите?. И?значит, опять надо ждать лучших времен.
Пресса
Пьеро и Арлекин, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 13.10.2015
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999