ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями»

Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Громкоголосая, волевая, дышащая свободой и покоряющая необузданным темпераментом, Ирина Пегова на сегодняшний день одна из ведущих артисток не только МХТ им. Чехова и Театра п/р Олега Табакова, но и поколения в целом. Самородок из городка Выкса, против воли родителей поступила на актерский в Нижегородское театральное училище. Уже будучи одной из легендарных «фоменок», снялась в «Прогулке» Алексея Учителя, тут же получив за лучшую женскую роль «Золотого орла». Дальше — две «Золотые маски», около полусотни ролей на экране, победа в «Танцах со звёздами» и тонны интервью. В мае в МХТ им. Чехова прошла пресьера спектакля Виктора Рыжакова «Dreamworks* *Мечтасбывается» по пьесе Ивана Вырыпаева, где Ирина играет уже совсем не прекрасную «русскую женщину». Попутно на Первом канале готовится к выходу фильм про Отечественную войну «Комиссарша» с Пеговой в главной роли. Похоже, на творческом пути актрисы наметились интригующие перемены.

– Расскажите, из чего состоит ваш день? Вы строго выстраиваете распорядок из миллиона дел или импровизируете?

– Строго выстраиваю, но в итоге все равно получается импровизация. Я из тех людей, кто планирует 100 дел, чтобы точно сделать 50.

– Цель должна быть выше реальности?

– Да, так я научена опытом. При этом мечтаю завести наконец какой-нибудь ежедневник, чтобы все в него записывать. Ничего в голове не удерживается. Но как-то не складывается с ежедневником, ничего никуда не записываю, все происходит стихийно. Правда, образовывается много дел, только когда у меня случается свободный от съемок день. А когда идет съемочный процесс, то это как минимум 12-часовой рабочий день, никаких других дел быть не может. Вот сейчас у меня активные съемки. Они проходят в Санкт-Петербурге. В Москву я приехала на блок показов “Dreamworks”, играю шесть спектаклей, делаю все свои разные дела московские, в том числе даю вам интервью. И уезжаю снова на съемки. Фильм называется «Комиссарша». Великая Отечественная война. Комиссар – женщина, прошедшая Сталинград и по ранению отправленная в тыл, она – работник милиции. А ее сын – бандит, которого, собственно, она ловит. Непростые задачи стоят перед ней.

– Роль Комиссарши – это для вас шаг скорее вперед или в сторону?

– Это роль, которую я ждала три года, то есть я знала, что она пишется для меня. Три года проект не запускался – то ли нехватка денег, то ли организационные проблемы. Я уже даже потеряла надежду, думала, что все уже, не будет этого. И потом вдруг раз – неожиданно все началось. Это есть, и я рада, что это есть, потому что для меня это роль не совсем из того репертуара, что я обычно исполняю в кино, чему я несказанно рада. Потому что в основном мне достаются героини совершенно не такие, как там, в 1943 году. Комиссарша – абсолютно жесткая, принципиальная, в какой-то степени даже сухая, идейно заряженная женщина, перед которой стоит выбор – что важнее: сын или Отечество. При условии, что человек живет идеей только о победе.

– В нескольких интервью разных лет вы повторяете, что устали от амплуа русской женщины.

– Сейчас все поменялось. И в театре благо переменились роли. Горизонты расширились. Я сама себе их расширила, ведь все у нас в сознании живет. Прежде у меня было сознание другое и роли были соответствующие. Сейчас я немного пошире открыла форточки, поэтому и предложения стали приходить соответствующие. Все – у нас в голове. Надо правильный импульс посылать.

– В год у вас одна-две премьеры в театре и пять-шесть проектов в кино и на телевидении. Это осознанный выбор в пользу работы в кадре?

– Так получается: в театре меня меньше занимают. Все равно так или иначе моя занятость в кино подстраивается под работу в театре. “Dreamworks”, например, очень неожиданно образовался, когда у меня были запланированы съемки. И съемки пришлось переносить. Люди пошли мне навстречу, перенесли, ждали меня месяца полтора. Когда так удается сделать, это вообще прекрасно. Просто нужно смотреть, взвешивать – что нужнее, что интереснее.

– Как вы попали в «Dreamworks* *Мечтасбывается»?

– По приглашению Виктора Рыжакова. В театре была запланирована одна пьеса Вырыпаева, но так получилось, что Ваня не успел дописать ее к условленному сроку. А планы в театре уже были составлены, деваться некуда. Поэтому Рыжаков стал быстро придумывать, чем заменить. И вспомнил про написанную пять лет назад пьесу “Dreamworks”, которую он давно уже хотел поставить.

– Автор приходил на репетиции?

– Да, он приходил к нам на одну встречу. Рассказывал, как он сам видит свою пьесу, на что это все, по его мнению, должно быть похоже, как это нужно играть. Я, кстати сказать, не всегда была согласна – ни с его мнением, ни с мнением Рыжакова. (Смеется.)

– Что именно вам кажется неправильным?

– Предполагается, что это такого типа театр, когда артист не присваивает себе текст. Не знаю, как это объяснить, это показывать нужно, я ведь артистка психологического театра, в другой традиции воспитана. Поэтому стараюсь, как обучена, материал пропускать через себя. А здесь этого не надо делать. Формально это называется словом «исполнение». Но я просто не умею так. Я, видимо, не настолько смелая, чтобы взять и нырнуть туда, в этот новый театр, с головой.

– Интересно, что ровно 100 лет назад этот конфликт между формальным театром и театром психологическим стоял так же остро. Александр Таиров тогда предложил стремление к золотой середине, которую называл театром «эмоционально-насыщенных форм».

– Вот. Даже в формальном театре, где режиссер выстраивает жесткий рисунок, артист должен все равно свой образ наполнить. Материал в конечном итоге должен стать на сто процентов присвоенным, как будто его собственным. Может, можно и иначе, но я не знаю пока как, пока не получалось. Поэтому я действую своими какими-то методами, иду своей дорогой, которая не всегда совпадает с тем, чего хочет режиссер.

– Вы окончили Нижегородское театральное училище, потом ГИТИС. Играли в спектаклях Петра Фоменко и Миндаугаса Карбаускиса, снимались у Станислава Говорухина и Алексея Учителя. Из всего многообразия мастеров вы выделяете для себя одного главного наставника?

– Люди, у кого я училась, – мои учителя. Это и Богомазов Василий Федорович, и Анатолий Захаров в Нижнем Новгороде. Это, конечно, Петр Наумович Фоменко и, конечно, Сергей Женовач; конечно, Евгений Каменькович – все-все педагоги, но это неполный список! Потому что все режиссеры, все без исключения, с кем я работала, – это тоже для меня учителя. Десять лет назад снимаюсь у Говорухина в кино, он выставляет крупный план и говорит: «О, Пегова, да ты не умеешь крупный план играть!» И я начинаю понимать, пытаюсь почувствовать, как это работает. От каждого мастера ты что-то берешь. И Рыжаков мой учитель, и Писарев, и Миша Станкевич, и Карбаускис – ну все, с кем я работала, мои учителя.

– Метод Рыжакова – это одно, Фоменко – совсем другое и Карбаускиса – третье. Есть какой-то тип театра, атмосфера которого вам ближе?

– Конечно, это «Мастерская Петра Фоменко». И старая «Табакерка» – один из идеальных театров. В «Табакерке» у меня всего было четыре названия в репертуаре, сейчас два осталось, и еще, дай Бог, будет. Это – театр, в котором мне комфортно существовать. Для меня важно направление репертуара. Мне сейчас очень нравится, как развивается Театр имени Маяковского, в какую сторону он идет.

– В прошедшем сезоне трудно было не заметить капитальный крен в сторону всего женского. «Русский роман» в Театре им. Маяковского, «Кира Георгиевна» в Студии театрального искусства, «Психоз» в Электротеатре Станиславский. Совсем разные и одинаково мощные события, в центре каждого из которых – женская роль, женская трагедия, женская природа. Вы как обладательница двух «Золотых масок» за лучшие женские роли ощущаете какие-то перемены в воздухе?

– Безусловно! И мне это, с одной стороны, очень нравится, а с другой – я понимаю, что никогда так не было и, значит, что-то пошло не так. Мир меняется, женщина сейчас рулит всем и везде. Женщина сильнее мужчины, женщина зарабатывает не меньше. Это ужасно! И, к сожалению, необратимо. Как только женщины надели мужские костюмы, начали на равных решать глобальные вопросы – все: их не остановить. И это очень увлекательно, я сама являюсь такой женщиной, самостоятельной, которая сама себя обеспечивает полностью, ни от кого не зависит и прекрасно себя при этом чувствует. Но это не дает счастья и правильности развития мира. Я ведь воспитывалась в традиционной семье, где были и мама, и папа, где папа – глава семьи, притом что мама одновременно работала на трех работах, старалась зарабатывать, то есть уже тогда наметился перекос. Еще чуть раньше, у бабушки, все было совсем правильно: женщина сидит дома, воспитывает своих пятерых детей, не работает, а мужчина – капитан этого корабля. А сейчас я одна сама воспитываю ребенка. И моя дочь видит, что мама – это такая лошадь, которая работает и вообще все делает сама. И она будет строить свою семью, не имея в виду, что рядом непременно должен быть муж, который за нее должен решать всякие проблемы. Это, мне кажется, в корне неправильно. Я понимаю, что равенство прав очень важно, и я сама рада, что я ни от кого не завишу, не должна ни перед кем отчитываться, чувствую себя свободной, счастливой и всемогущей. Но чувствую во всем этом какую-то глобальную неправильность.

– Ваша героиня в “Dreamworks” Салли хлещет виски, грязно выражается и в конце концов вообще убивает мужа. Есть в ней хоть что-то от вас, человека дружелюбного и, насколько я понимаю, ведущего здоровый образ жизни?

– Ну понятно же, что это утрированный образ. Признаюсь, я ненавидела эту героиню. Не хотела ее играть категорически! До последнего была уверена, что Рыжаков меня как-то сольет, скажет, что это не моя роль, потому что это, как мне казалось, очевидно. Но нет, он только повторял: «Это твоя роль!» Я не могла с этим смириться. Мне казалось, что все это так просто, так неинтересно, так лобово, прямолинейно. А потом вдруг что-то перемкнуло – и я начала получать удовольствие. Меня теперь безумно прет играть эту роль. Не в смысле, что мне нравится, как я играю, – мне безумно нравится существовать в шкуре этой женщины.

– Что же такое перемкнуло?

– Во-первых, это важная переходная роль. Для женщин, артисток, это очень сложный момент – переход из молодости во взрослость. Это трудный переход, особенно у лирических героинь, не касаемо характерных артисток. И мне кажется, что роль Салли – это одна из моих ролей этого перехода, которые у меня случились. Я из одного качества перешла в другое. Я же не могу вечно играть Соню в «Дяде Ване» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке». И я это в какой-то момент очень хорошо почувствовала, и меня прям понесло! Поэтому я выбрала себе такой низкий голос, чтобы усилить этот образ независимой женщины, одной из тех, о которых мы только что говорили, – самостоятельной, которая может сама за себя все решать, которая зарабатывает кучу денег, лучше всех знает, как надо жить, и уверенно правит миром. И вообще, мужа надо спасать. А чтобы он окончательно не погряз во всем этом бессмысленном существовании, конечно, его нужно убить. Конечно, из любви. (Смеется.)

– Вам ведь наверняка уже поступали предложения преподавать?

– Был однажды случай, небольшой разговор с Олегом Павловичем Табаковым. И так, вскользь. Я тогда сказала категорически нет, потому что я не могу это делать. Поэтому тот разговор довольно быстро сам собой растворился. Я не тот человек, который кого-то может чему-то научить. Было еще пару случаев, когда ко мне за помощью обращались абитуриенты, просили помочь их подготовить к поступлению на актерский. Я сразу предупреждаю: я не умею этого делать. Сама я, как правило, играю, полагаясь на интуицию. Интуитивно – я не технарь, я не знаю законов, по которым существует театр. Клянусь: не знаю! Скажут мне: «Вот напиши-ка нам, как ты играешь?» – я не знаю! Ничего не напишу, ничего не скажу. Могу только как-то этак, чутьем своим, с помощью режиссера создать роль – только так.

– Какими качествами должен обладать идеальный артист?

– О, в этом списке очень много пунктов, и все они исключают друг друга. Первый – дисциплина. Второй – абсолютная безбашенность, полная свобода, оголенный нерв, что с дисциплиной, как вы понимаете, никак не вяжется. Это взаимоисключающие качества, которые должен каким-то непостижимым образом сочетать в себе человек.

– А с точки зрения мастерства? Должен артист владеть телом, голосом, энергией?

– Это же само собой. Это мы все в школе приобретаем. А если он чего-то не умеет, ему не надо работать в театре. Я категорически против задействования людей с улиц просто из-за типажа. В кино с этим проще, если работают хороший оператор и хороший режиссер. Можно взять любое человеческое лицо и снять про него историю. Я против таких методов, но это можно сделать. В театре – нет, я этого не понимаю. Ну очень уж мало таких примеров, когда пришел человек со стороны и всех победил. Актерское мастерство состоит из навыков, которым нужно учиться, и, если уж ты пошел по этому пути, ты должен уметь все. Для меня идеальный артист – тот, который умеет играть все, владеть любым жанром. И, конечно, артист должен быть человеком с большой буквы, потому что не всякий сможет сыграть широту души. Понимаете? Как это ни банально, личность должна быть. Хотя есть примеры, когда человек вроде бы ничего из себя не представляет, но может играть так, что мама дорогая, когда в жизни человек – серая мышь, а на сцене – король или королева! Знаю несколько таких артистов. Я обожаю такие случаи! Но это исключения. Актер должен быть внутренне богат, образован, скромен. Но в то же время распущен! И вот как это совместить?! Но мы же говорим об исключительном, идеальном актере. Потому что нельзя сыграть казака, если в тебе нет этой внутренней широты. Невозможно сыграть Катерину в «Грозе», если ты относишься к жизни не так, как она. Если ты себя не любишь, не ценишь, не чувствуешь в себе этой силы – не сыграешь. На собственном примере я знаю, что роли помогают найти в себе те качества, которых у меня, казалось, нет. То есть я сижу такая вся закомплексованная, никому не нужная, гноблю себя по страшному, а роль вдруг попадается отвязная и самоуверенная – и эти качества сами собой переходят от роли ко мне. Я становлюсь такой в жизни! (Смеется.) Что вы думаете, я такая наглая сейчас сижу, так громко с вами разговариваю? Это все Салли, это Комиссарша. И главное, что одна роль вытекает из другой и одна другой помогает. Год назад я не могла даже и представить такого – пройти пробы и играть Комиссаршу. Невозможно. И только с течением года после трех месяцев репетиций Салли во мне поселяется другой голос, другая сила – и я готова играть Комиссаршу. Артист сам себя создает своими ролями.

– А как вы планируете создавать себя дальше, какими ролями?

– Сейчас я дожила до такого момента, когда поняла, что могу сама себе выбрать материал. Почувствовала в себе силы, возможность и желание. Выбрала два материала, которые, я надеюсь, скоро получат жизнь. Выбрала и жанр, и историю, и режиссера, и принесла все это в театр. Тут надо сказать, что в прошлом году я участвовала в телевизионном шоу «Танцы со звездами». Был период, когда меня уговаривали на эту передачу. И я села думать: зачем мне это нужно, что мне это даст и так далее. И придумала, что полезного я могу для себя из всего этого извлечь, и нырнула туда. И получила больше, чем предполагала! Я ведь на самом деле человек очень неуверенный в себе. Через раз слезы после спектакля, что я бездарная артистка, что я все не так делаю. Я понимаю, что это может показаться пустыми словами, что это ненужные никому переживания, самоедство. И в тот момент я от этого избавилась. Таким вот странным образом! Эта передача дала мне очень много веры в себя, любви к себе. Поэтому я теперь очень хочу танцевать. И поэтому будем делать пластический спектакль. Не совсем такой, как сейчас все это делают. С очень хорошим материалом, с очень хорошим хореографом – Аллой Михайловной Сигаловой. Ну вот, не хотела раньше времени говорить и почти все уже рассказала. Надеюсь, что это будет, очень этого хочу, и очень давно. И второй материал – в сторону старого доброго психологического театра. Так я выстраиваю свою жизнь. Актеры – зависимые люди. А тут появилась возможность самостоятельно влиять на процесс. Все рано или поздно к этому приходят, всему свое время. И вот для меня оно, кажется, пришло.

Интервью опубликовано в журнале «Театральная афиша» № 8, 2016 г.
Пресса
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
Интервью с Ириной Пеговой о спектакле «Светлый путь. 19.17», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2017
Ирина Пегова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 20.10.2017
Ирина Пегова сыграет Крупскую, Мария Михайлова, Театрал, 3.09.2017
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
Ирина Пегова: мечтаю быть балериной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Ирина Пегова продлила дочке Тане Новый год, Михаил Садчиков, Вечерняя Москва, 5.03.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Ирина Пегова: «Надо радоваться тому, что имеешь», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 19.10.2012
В Петербурге вручили премию имени Андрея Миронова, Балтийское информационное агентство, 9.03.2012
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Ирина Пегова: «Ты можешь править черновики, править свою жизнь», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, № 2 (60), 02.2010
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Частный взгляд на театральный сезон, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.06.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
От Брюллова до пургена, Елена Ямпольская, Известия, 18.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, Ваш досуг, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Ирина Пегова: «Во мне живут два человека», Psychologies № 10 за 2006 года, 11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Безумная Шайо, Ольга Егошина, Вёрсты, 4.06.2002
Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, № 15-16 (633-634), 05.2002
Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, Метро, 25.04.2002
Реальности не бывает, Дина Годер, Еженедельный журнал, 25.04.2002
«Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, Московские новости, 16.04.2002
Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 12.04.2002
Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002
Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, Общая газета, 11.04.2002
Обруч — в небо, буржуев — в канализацию, Глеб Ситковский, Алфавит, 9.04.2002
Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2002
Евы Парижа, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2002