ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Гадание о «Маске»

Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Имена лауреатов «Золотой маски» стали известны вчера вечером. Однако сейчас, пока пишется этот текст, бюллетени окончательного голосования собраны и спрятаны счетной комиссией (в отличие от политических выборов, тут люди стараются не жухать и держат рот на замке); ни председателю, ни членам жюри еще неизвестно, что в итоге решил их коллективный разум; я же пытаюсь лишь угадать его решения. Это такое же интересное занятие, как игра на тотализаторе. Даже более интересное: в спорте победитель иногда предсказуем настолько, что букмекерские конторы попросту отказываются принимать ставки на фаворита. У нас нет ни букмекеров, ни полной определенности.

На кино- и театральных фестивалях никто никогда ничего не знает наверняка, и все же лауреаты «Маски» редко оказываются совсем случайными, вызывающими недоуменный ропот фигурами. За десять лет нечто подобное случалось раза два-три, не больше. Если сравнить с деятельностью комитета по Государственным премиям (не говоря уж об «Овации», «Триумфе», «Московской премьере», «Хрустальной Турандот» и пр.), это почти непогрешимость.

Театральные темные лошадки обычно выигрывают, когда в жюри разгорается конфликт интересов, точнее сказать, конфликт амбиций и неприязней. Условно говоря, когда сторонники режиссера Х. понимают, что его шансы на победу очень малы, но уж если не Х. , настаивают они во время обсуждения, то никоим образом и не Z. ! В итоге лауреатом становится неяркий, но и не вызывающий острого раздражения персонаж N. 

Это лишь один из возможных сценариев, самый простенький. Тактика споров и уступок, талант расчетливо смолчать и своевременно повздорить, шансы членов жюри повлиять друг на друга и на итоговое решение — тема важная, увлекательная, но не наша. Мы будем исходить из того, что в искусстве все-таки существуют объективные ценности, а люди, призванные судить об этих ценностях, в большинстве своем вменяемы и не слишком пристрастны.

На мой взгляд, XI «Золотая маска» предоставляет членам жюри не так уж много возможностей свалять дурака. И в театре большой формы, и в театре малой формы, и в театре непонятной формы (премия «Новация») можно выбирать между сильными, первоклассными работами; нужно очень уж изощриться, чтоб отдать свои голоса вещам, заведомо более слабым.

Разумеется, у каждого есть свои театральные пристрастия; у меня они тоже есть, и скрывать их я не собираюсь. Судя по афише фестиваля, театральный сезон 2003/04, в Москве прошедший прилично (замечательным его назвать нельзя, но содержательным — можно), не задался ни в Санкт-Петербурге, ни в главных театральных городах провинции. Было бы, на мой взгляд, приятно и справедливо, если бы премии «Маски» получили те спектакли, которые московская критика на сайте www.smotr.ru назвала лучшими премьерами прошлого сезона: «Скрипка Ротшильда» в МТЮЗе (Большая сцена) и «Когда я умирала» в Театре п/р О. Табакова (Малая сцена). Однако если награды достанутся «Дяде Ване» (принадлежит Театру п/р О. Табакова, играется на Основной сцене МХТ) и, скажем, «Лестничной клетке» (театр «ОКОЛО дома Станиславского»), тоже особо возражать не придется. При всех достоинствах изобретательного питерского спектакля «Pro Турандот» (театр «Приют комедианта») и омской постановки «Король умирает» с Михаилом Окуневым — Беранже Первым (Театр драмы), работа Погребничко и Загорской в недавно сгоревшем театре «ОКОЛО» представляется мне и более цельной, и более нежной, и более важной. Не говоря уж о спектакле Карбаускиса по роману Фолкнера.

Что касается премии за лучшую режиссеру, все будет зависеть от того, насколько всерьез жюри отнеслось к понятию «лучшая режиссура». Если эта премия опять стала утешительным призом, ее могут получить и Александр Морфов («Дон Жуан», Театр им. Комиссаржевской), и Андрей Могучий («Pro Турандот»), и даже Вячеслав Кокорин, по всем правилам умерший в омском актере Окуневе. У Кирилла Серебренникова («Мещане», МХТ) шансов, по-моему, меньше: жюри «Маски» привыкло учитывать географический фактор и вряд ли захочет скапливать все основные награды в Москве. Если же относиться к награде всерьез, ее должен получить постановщик лучшего спектакля. Либо автор фантастически тонкой и сложной режиссерской партитуры, которую загубили исполнители. Таковых на XI фестивале я не заметил. 

Перед началом фестиваля я писал, перечисляя актрис-номинанток, что моя личная память чувств раздирается натрое; теперь пора выразиться определеннее. У московских критиков не принято во время «Золотой маски» ходить на спектакли московских театров. Это правильно (зачем занимать место, которое порадует коллегу, приехавшего издалека), но из-за этого я не знаю, кто лучше сыграл в фестивальных спектаклях: Евдокия Германова в «Когда я умирала», Ирина Пегова в «Дяде Ване» или Алла Покровская в «Мещанах». В прошлом сезоне на них нельзя было наглядеться; любую из них я наградил бы всем, чем угодно. Впрочем, из московских претенденток на премию за лучшую женскую роль (иногородних в этом году не имеется) ни одну нельзя сбрасывать со счетов: и Евгения Добровольская, и Лилия Загорская, и Нелли Уварова — отличные актрисы и достойные соперницы.

С актерами-мужчинами для меня все обстоит гораздо проще: Валерий Баринов, артист Малого театра, потрясающе работает в «Скрипке Ротшильда», а Константин Райкин, на премьере лишь прикидывавший, что как играть, замечательно понял и развил свою роль в «Ричарде III». По-моему, они могут состязаться лишь меж собою; если премию получит кто-то третий, я возропщу: неправильно вы там в жюри бутерброды едите.

А ведь очень может статься, что некто «третий» (скажем, петербуржец Александр Баргман, играющий Дон Жуана) ее и получит — хотя бы в силу уже упоминавшегося географического фактора. Точно так же я вовсе не уверен, что премию получит художник Сергей Бархин, хотя его работу в «Скрипке Ротшильда» не стыдно назвать гениальной (лучшей на фестивале — это уж точно).

Подвожу свой личный итог нынешней «Золотой маски»: все фестивальные награды этого фестиваля я, преодолев некоторое чувство неловкости, оставил бы в Москве, не считая приза «Новация». Его я отдал бы Русскому инженерному театру АХЕ (СПб) не только потому, что мне давно нравятся представления Максима Исаева и Павла Семченко, но и потому, что эти представления все отчетливей впускают в себя актерскую работу, становятся сюжетными и т.д. Это уже не игрища умных художников, а театральные спектакли в собственном смысле слова. Год с лишним назад, когда АХЕ привозил в Москву «Мокрую свадьбу», я уверенно писал, что так оно и будет, а критику очень приятно увидеть свое предсказание сбывшимся.
Пресса
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
Интервью с Ириной Пеговой о спектакле «Светлый путь. 19.17», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2017
Ирина Пегова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 20.10.2017
Ирина Пегова сыграет Крупскую, Мария Михайлова, Театрал, 3.09.2017
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
Ирина Пегова: мечтаю быть балериной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Ирина Пегова продлила дочке Тане Новый год, Михаил Садчиков, Вечерняя Москва, 5.03.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Ирина Пегова: «Надо радоваться тому, что имеешь», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 19.10.2012
В Петербурге вручили премию имени Андрея Миронова, Балтийское информационное агентство, 9.03.2012
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Ирина Пегова: «Ты можешь править черновики, править свою жизнь», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, № 2 (60), 02.2010
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Частный взгляд на театральный сезон, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.06.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
От Брюллова до пургена, Елена Ямпольская, Известия, 18.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, Ваш досуг, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Ирина Пегова: «Во мне живут два человека», Psychologies № 10 за 2006 года, 11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Безумная Шайо, Ольга Егошина, Вёрсты, 4.06.2002
Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, № 15-16 (633-634), 05.2002
Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, Метро, 25.04.2002
Реальности не бывает, Дина Годер, Еженедельный журнал, 25.04.2002
«Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, Московские новости, 16.04.2002
Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 12.04.2002
Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002
Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, Общая газета, 11.04.2002
Обруч — в небо, буржуев — в канализацию, Глеб Ситковский, Алфавит, 9.04.2002
Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2002
Евы Парижа, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2002