ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Честь безумцу!

Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, № 15-16 (633-634), 05.2002
В пьесе Жана Жироду «Безумная из Шайо» парижские люмпены, почти как Актер из горьковского «На дне», забывший любимое стихотворение, мучаются оттого, что не могут отыскать слова старинной песенки «Прекрасная полячка», их никто не помнит. Ближе к финалу выясняется, что еще живы те, кто в состоянии пропеть «Полячку» до конца. Песенка, вроде, и немудрящая, но будет жаль, если она исчезнет из человеческой памяти. К слову сказать, я расслышала в музыкальной партитуре спектакля «Мастерской П. Фоменко» голоса еще пяти полячек, польский квинтет «Партита», поющий Баха. Пластинка с пятью паненками в сиреневых платьицах на конверте была необыкновенно популярна тридцать лет тому назад. Тогда же томик Жироду — одна из чуть ли ни святынь, окно в Париж. Эти пьесы позволяли нам, хоть и ненадолго, почувствовать себя гражданами мира. «Впервые на русском языке» — так назывался устный альманах литературоведа Ефима Эткинда. Он собирал большой зал ленинградского Дома писателей на улице Воинова. На сцене — переводчики-миссионеры. «А сейчас свои переводы из Джона Донна прочтет Иосиф Бродский». Такое не забывается.
Впервые на русском языке поставил Петр Фоменко в ленинградском Театре Комедии «Троянской войны не будет» Жироду с Сергеем Дрейденом в главной роли. В одной из статей, посвященных последней премьере «Мастерской», критик говорит об акимовских традициях в спектаклях Петра Наумовича того периода. Мысль спорная. В начале 70-х была предпринята дерзкая, обреченная на неудачу по многим причинам, попытка сделать из Театра Комедии, оставшегося без Акимова, совершенно иной, интеллектуальный, экспериментальный театр. Пьеса Жироду идеально вписывалась в эту программу.
Однако сегодня какой наивной, многословной сказкой выглядит его «Безумная из Шайо»! Луи Жуве поставил последнюю пьесу Жироду в 1945-м, вскоре после окончания войны. А может быть, наивность, частенько ходящая рука об руку с мудростью, это то, что делает людей счастливыми и творчески состоятельными? «Грешили ли мы наивностью? Думаю, да. Но именно эта наивность и стала побудительной силой для тех, кто что-то делал. Наша неспособность увидеть реальность такой, какой она была, или в какую она превращалась — ничего общего не имевшей с нашей мечтой, — и помогла нам сделать то немногое, что было сделано», — говорил Стрелер.
«Безумная из Шайо» в сценической редакции «Мастерской» подверглась неизбежным сокращениям, и главное опасение, что пьеса безнадежно устарела, по счастью, не сбылось. Снова, как в «Войне и мире», в первом акте «Безумной из Шайо» — все действие происходит на авансцене. Над четырьмя привычными колоннами — маркизы — знак того, что действие происходит в парижском кафе. Уличные музыканты — Кирилл Пирогов, Илья Любимов, Борис Горбачев, Павел Баршак, их живая музыка чудесно обволакивает зал. На сцене много народа, и поначалу ловишь себя на том, что отвлекаешься, фокусируя внимание на говорящих, в то время как важна общая картина. В ней, в этой картине, очевидны почти цитаты из импрессионистов — Мане, Ренуара, Лотрека.
Ты оказываешься в плену деталей, подробностей, легких, изящных мазков. Как, например, сидят визитки на Алексее Колубкове и Андрее Казакове! И дело не только в том, что их хорошо сшили, а в том, как артисты «держат спину». Как пластичен, как верно чувствует стиль Олег Нирян в роли биржевого зайца Шопена! Как идут цветочнице Сибилле — Полине Агуреевой очки и кудряшки, какую симпатичную пару она составляет с нежным и трогательным мальчиком, рассыльным при кафе «Франсис» — Глебом Пускепалисом! Много шарма вносит в спектакль Ирина Пегова (посудомойка Ирма), ее природная, особая естественность, подвижность при почти рубенсовской фактуре позволяют говорить о важном и перспективном приобретении «Мастерской» (Ирина прославилась своей студенческой работой на курсе П. Н. Фоменко в платоновской «Фро»).
Нельзя не заметить, как удачно раскладывается «Безумная из Шайо» в труппе, будто набирая курсы (в премьере заняты три поколения «Мастерской»), Петр Наумович примерялся к распределению ролей в конкретной пьесе. Сказанное относится, в первую очередь, к квартету «безумных», возглавляемому Орели — Галиной Тюниной. Еще с ленинградских времен (права Марина Давыдова, углядевшая связь нового спектакля с ленинградским периодом режиссера), проявился любимый режиссером женский типаж — очаровательной чудачки. Эта галерея открывается, без сомнения, Ниной Бегак — Ольгой Антоновой в спектакле «Этот милый, старый дом», другой Ольгой — Волковой в «Родственниках» и «Моем друге Моцарте». Неприспособленные к жизни, странные фантазерки милей Петру Наумовичу, чем стандартные красавицы.
Роль Орели (она и есть Безумная из Шайо), сыгранную Галиной Тюниной, можно назвать бенефисной. Гордый профиль и седые космы, певучий, с легкой трещинкой, голос. Кто она, Орели? Царица-нищенка? Галина Тюнина сочетает «показ» с психологическим «проживанием», эксцентрику с лирикой. Во многом благодаря этой работе, головное многословие пьесы наполняется живым, театральным содержанием. Под стать ей партнерши — «безумные старушки из Пасси, Сан-Сюльпис и Конкорд» в исполнении Натальи Курдюбовой (еще одно новое, многообещающее имя «Мастерской»), Мадлен Джабраиловой и Полины Кутеповой. На первый взгляд, может показаться жестоким решение режиссера изуродовать молодые лица. На деле же очевидно, что игра чрезвычайно увлекательна для актрис и лишний раз доказывает, что умение играть характерные роли — сильная сторона женского состава «Мастерской».
Второй акт спектакля, где как раз и появляются все четыре героини, происходит в другом зале, задействовано все пространство, галерея, лестница. В центре — подвешенная на тросах кровать Орели, качающийся островок-пристанище живущих прошлым героинь, у каждой из которых свои «глюки» и призраки. Суд, состоящий из Орели, Констанс, Габриэль и Жозефины вместе с городской беднотой, постановляет отправить в преисподнюю, вернее в канализацию «учредителей», воротил-спекулянтов, готовых перекопать и изуродовать город. Тех, кто представляет опасность для культуры и атмосферы Парижа. Но едва спустившись в люк, они появляются вновь. Режиссер не скрывает, что вся эта, придуманная Жаном Жироду, история, всего лишь представление. 
Премьеру играли параллельно с фестивальными показами «Войны и мира». Три «Золотые Маски», полученные в финале, стали поводом к обсуждению давно наболевшей проблемы. Почему, обласканный премиями и огромным зрительским успехом, театр до сих пор ютится в тесных зальчиках бывшего «Киева»? (На эту тему «ЭС» подробно писала в № 29 за 2001 год). Каково же было изумление театрального мира по поводу «выхода из положения», придуманного в недрах мэрии — проекта решения о передаче «Мастерской» помещения Центра Анатолия Васильева на Сретенке! Оставим в стороне абсурдность самой идеи (представить «фоменок» на улицах белого васильевского «города» ни одно, даже самое пылкое воображение, не сможет). Кошмарнее — произвол и уверенность властей в праве сталкивать художников, решать проблемы одного театра за счет другого, особенно, если учесть, что речь идет о двух театрах с большой буквы, лучших из тех, что есть в Москве. Это обстоятельство признано за пределами отечества. В том, что Петр Наумович от такой чести откажется, вряд ли кто-то сомневался. Хочется надеяться, что поведение «отказника» не скажется на поисках нового дома для «Мастерской» любимого режиссера.
Попавший на Кутузовский чувствует себя счастливцем-избранником. Почему работы «Мастерской» окружены такой безоговорочной любовью? Причем, что удивительно, и зрителей, и критиков. Склонный к скепсису, зоил задумается и выскажет мысль: «А не является ли Петр Фоменко новым Лукой, „лакировщиком действительности“?» Мысль не новая. О сознательной «утешительной» функции режиссера писал в своей книге «Предлагаемые обстоятельства» Анатолий Смелянский. В сегодняшнем хаосе зритель жаждет утешения, но утешение утешению рознь. То, что предлагает «Мастерская», — возможность ощутить связь времен, вспомнить нужные слова, без которых трудно жить. Режиссер и его актеры восстанавливают в правах те старые чувства, те воспоминания о прошлом, что в наши дни равносильны «правде святой». А значит прав старик Беранжер: «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!»
Пресса
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
Интервью с Ириной Пеговой о спектакле «Светлый путь. 19.17», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2017
Ирина Пегова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 20.10.2017
Ирина Пегова сыграет Крупскую, Мария Михайлова, Театрал, 3.09.2017
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
Ирина Пегова: мечтаю быть балериной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Ирина Пегова продлила дочке Тане Новый год, Михаил Садчиков, Вечерняя Москва, 5.03.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Ирина Пегова: «Надо радоваться тому, что имеешь», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 19.10.2012
В Петербурге вручили премию имени Андрея Миронова, Балтийское информационное агентство, 9.03.2012
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Ирина Пегова: «Ты можешь править черновики, править свою жизнь», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, № 2 (60), 02.2010
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Частный взгляд на театральный сезон, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.06.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
От Брюллова до пургена, Елена Ямпольская, Известия, 18.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, Ваш досуг, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Ирина Пегова: «Во мне живут два человека», Psychologies № 10 за 2006 года, 11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Безумная Шайо, Ольга Егошина, Вёрсты, 4.06.2002
Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, № 15-16 (633-634), 05.2002
Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, Метро, 25.04.2002
Реальности не бывает, Дина Годер, Еженедельный журнал, 25.04.2002
«Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, Московские новости, 16.04.2002
Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 12.04.2002
Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002
Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, Общая газета, 11.04.2002
Обруч — в небо, буржуев — в канализацию, Глеб Ситковский, Алфавит, 9.04.2002
Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2002
Евы Парижа, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2002