ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Красота с двумя антрактами

Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Зал набит, перед входом спрашивают лишний билет (такого ажиотажа, как на ???13?, тем не менее, нет и в помине), в фойе выгуливает себя публика ? и тут становится ясно, что чего-то театру уже удалось добиться. Здесь не было олигархов, политиков и примкнувшей к ним попсы ? на ранг пятизвездочного светского мероприятия мхатовская ?Кабала святош? еще не вышла. Но публика обновилась, появились новые для этого зала персонажи ? крепко и просто сработанные лица, широкие плечи под дорогими пиджаками, конкретные затылки и важно вышагивающие рядом холеные женщины в бриллиантах и чересчур коротких юбках. За последний год МХАТ стал если не главным, то уж, во всяком случае, наиболее информационно раскрученным театром страны, а о ?Кабале? говорили так много, что спектакль, еще не появившись на сцене, стал главной премьерой сезона. Ожидания зрителей он не обманул, а критика получила отличный повод для того, чтобы почесать языки и перья

Публика тоже не осталась внакладе ? такого пышного, красивого, стильного спектакля в Москве не было давно. Эдуард Артемьев написал отличную музыку, Юрий Хариков придумал очень красивые декорации и костюмы. Белые ширмы и пышные белые драпировки, накладные носы, маски, кринолины, шляпы, шпаги, красные каблуки, черные плащи мушкетеров, живое пламя свечей: много простора и света, много изумительно красивых массовых сцен ? и большие проблемы с режиссурой.

Спектакль Адольфа Шапиро воистину бесподобен ? если относиться к нему как к череде сменяющих друг друга картинок. Восхитителен танец черных мушкетеров, размахивающих надетыми на острия шпаг широкополыми шляпами, восхитительна и последняя сцена: финал ?Тартюфа?, заканчивающийся смертью Мольера, поставлен как фантасмагория и морок, танец масок (здесь драматический спектакль начинает походить на балет). Зритель получил красивое зрелище и играющих в нем главные роли любимых артистов. На Табакова в роли Мольера пойдет кто угодно, Ольга Яковлева (здесь она играет Мадлену Бежар) давно превратилась в театральную легенду. После спектакля их проводят овациями, и Мольер-Табаков со свистом перекрестит воздух шпагой ? знай наших, из поединка с пьесой МХАТ вышел победителем! Но это все же сомнительно.

Длинный и тяжеловесный спектакль режиссерски не собран: трудно понять, что играют главные герои, внутренней доминанты в их работах нет. Табаков как всегда обаятелен и органичен (главная профессиональная проблема артиста заключается в том, что любая его роль обречена на бурный успех ? зал будет ему хлопать только за то, что он Табаков), но значительного, одаренного, крупного человека за его героем не видно. Станиславский хотел, чтобы Булгаков превратил Мольера в гения, и автор сопротивлялся этому изо всех сил. Он видел суть пьесы не в противостоянии гения и тирана, а в конфликте человека с государственной машиной, но в спектакле Шапиро акценты сместились. Мольер, маленький, растерянный, сбитый с толку изменой жены и пасынка, не бунтующий, а бессильно и жалко ропщущий, кажется незначительным. А временами ? и пустым.

Табаков ? изумительный артист, может быть, наиболее интересный из ныне живущих. Но для того, чтобы он заиграл в полную силу, необходим не только умный, но и сильный режиссер: актер, как большой корабль ракушками, оброс приемами, штампами и штампиками: у обычного артиста их несколько десятков, у Табакова в десятки раз больше, но дела это не меняет. У жесткого Гинкаса в ?Комнате смеха? Олег Табаков играл гениально. В ?Кабале святош? он все тот же, любимый публикой Табаков: зрители узнают его и радуются. Но подминающей все и вся государственной машиной в спектакле не пахнет (умный артист Андрей Ильин выкроил для себя хорошую роль, сыграв Людовика Великого как всеобщего доброжелателя и благотворителя, этакого абсолютистского Горбачева), и конфликт оказывается мелок. Мольер не попадает под тоталитарный пресс ? он становится жертвой недоброжелателей и семейной измены. У Адольфа Шапиро это не трагический герой, а скорее тяжко страдающий Сганарель (тут пасынок Мольера Захария Муаррон, наставивший отчиму рога, оказывается прав).

Спектакль рождался долго, но сказать, что он вполне готов, еще нельзя. Ольга Яковлева, похоже, не очень понимает, что ей делать в роли старой подруги Мольера, и прячется за своими фирменными, памятными еще по спектаклям Эфроса интонациями, другие актеры справляются со своими персонажами так, как им позволяет профессиональная форма и желание работать.

Андрей Смоляков, умный и тонкий театральный актер, до мельчайших деталей отточил роль угрюмого и галантного дуэлянта д?Орсиньи; Игорь Верник (шулер маркиз де Лесаж) изобразил одетого в парик и кафтан разбитного телеведущего? Каждый сделал то, что смог, а режиссер в спектакле не виден. Даже контрапункты ?Кабалы?, ключевые реплики и проходы идут через пень-колоду, не задавая спектаклю ритм. МХАТ получит свои аншлаги, ?Кабала? будет жить в репертуаре, и, может быть, станет расти ? это свойственно спектаклям Шапиро. Но по гамбургскому счету, знаковый спектакль МХАТа, отнявший у театра много времени и сил, не задался.

Вырваться вперед с одним спектаклем не удалось ? для того, чтобы воссоздать театр, нужна долгая работа, Табакову придется выращивать новый МХАТ так же кропотливо, как он занимался своей студией. Это дело не одного-двух сезонов, а многих лет, и поражений здесь будет не меньше, чем побед.

Ирина Антонова, директор Пушкинского музея:

По моему, это блестящий спектакль. Все его компоненты ? режиссерская работа, свет и актерская игра ? показались мне очень значительными. На занятую в спектакле молодежь было смотреть интересно, но поразили меня Олег Табаков и Ольга Яковлева.
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001