ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Виктор Гвоздицкий о Владимире Кашпуре

Владимир Терентьевич Кашпур замечательно не похож на артиста в жизни. Ведь это печально, когда в уличном прохожем узнаешь артиста по стилю походки, фасону пальто… Кашпура можно принять за главного инженера, доктора, начальника отдела. Это редко в театре. Человеческая подлинность здесь особенно ценна.

Владимир Терентьевич напоминает мне китайский калейдоскоп — игольчатый, стеклянный, яркий, рассыпающийся, ускользающий, исчезающий совсем, тускло-матовый — очень разный. Кажется, до Художественного театра он недолго работал на провинциальной сцене. В нем осталось что-то от вечного театрального Аркашки: знание легенд и историй, людей и запаха театрального нафталина. Кашпура трудно собрать в сознании, и в моем воображении он складывается из того, что говорят, из устных зарисовок. Почти все в театре его любят. И маленькие сюжеты, связанные с ним, всегда очень нежные, теплые, житейские.

Рига, разъезд после спектакля. Необходимо заметить, что в Художественном театре принято развозить артистов в гостиницу и из гостиницы на автомобилях. Обязательно. Особенно на гастролях. Вдруг я заметил, что Нина Ивановна Гуляева как-то особенно нервничает: «Вот, в какой-то момент потеряла Володю Кашпура из вида». Я тогда сказал, что, возможно, ничего страшного не произошло, что он просто решил пройтись до гостиницы. Нина Ивановна продолжала: «Это ужасно, ужасно, ужасно! Если он ушел (а он ушел, это точно!), кто же не знает Володю, наверное, кто-то его обидел неосторожным взглядом». Я никогда не думал о Владимире Терентьевиче, что он ранимый настолько. Мне казалось, что он человек доброжелательный, открытый, приветливый и простой. Для меня было неожиданностью, что, если кто-нибудь не так посмотрит или не с той интонацией что-то скажет, то он не обижается, нет, но так расстраивается и огорчается, что уходит и очень долго потом переживает.

Вот еще случай, связанный с семьей Невинных. Ехали мы на какие-то гастроли в одном купе с Владимиром Терентьевичем, а в соседнем ехали Нина Ивановна с Вячеславом Михайловичем. Обычно в поезде ужинают, и Кашпур открыл клеенчатый дипломат, какие носят службисты, в котором его ужин был разложен так аккуратно и красиво, что напоминал натюрморт. Но пришли Невинные — звать нас на ужин. Кашпур начал было отказываться, однако Вячеслав Михайлович сказал, что без него ужинать не начнут. И мы с этим сундучком отправились на ужин к Невинным. Это было трогательно, приятно, и необыкновенно нежно.

Очень хорошо помню из этого калейдоскопа наборов, из этих стеклышек, из этого мака мелочей небольшой прием после «Женитьбы» в Харькове, где все было хорошо. И на этом приеме Александр Александрович Калягин сказал тост за Кашпура, который тогда только сыграл премьеру «Черного монаха» у Камы Гинкаса: «без тебя бы, Володя, в этом спектакле совсем было не так».

Мы репетировали «Маскарад», Кашпур — Шприх. За кулисами актеры говорили, что мизансцены очень графичны, что их нужно наполнить и не выпасть из рисунка, что это довольно трудно, и что лучше бы попроще, подоходчивее, и зачем режиссер так упирается… И вдруг Владимир Терентьевич сказал то, что удивило и само по себе, но особенно — в стенах Художественного театра. Он сказал тогда, что мы не правы… Когда он репетировал с Л. Варпаховским во МХАТе, у того не то, что были расчерчены мизансцены, но даже персонажи пронумерованы. Каждый актер знал свой номер, и режиссер часто называл персонажей не по именам, но по номерам, не зная иногда даже, кто кого играет. Всех актеров это раздражало, а Кашпуру это очень нравилось. В нем вообще есть замечательная актерская четкость, незыблемость, любовь к порядку, он никогда ничего не нарушает. И его любовь к ученику Мейерхольда, к Варпаховскому, много о нем говорит, как об артисте.

Курс у них поразительный: Т. Е. Лаврова, А. Б. Покровская, оба Лазаревы, В. М. Невинный, Г. И. Морачева, Н. Д. Журавлева — я еще не всех называю, — сейчас это цвет московской сцены.

С Кашпуром мы играем «Женитьбу». Сначала он в спектакле играл Степана. Занавес открывается, и зрители видят Подколесина и Степана, который чистит сапог. Так вот он начинал чистить сапог уже после второго звонка, когда до начала спектакля еще чистых минут пять, а занавес, естественно, закрыт. Причем он не просто чистил сапог, но что-то бормотал, пыхтел, молился — жил. Их так научили.

Кашпура любят в театре за щедрость оценок. Он говорит хорошие добрые слова о том, как играют, и это касается не только своих, мхатовских. Однажды он зашел ко мне за кулисы после спектакля Камы Гинкаса «Играем преступление». Мы тогда даже не были лично знакомы, хотя я, естественно, знал его по сцене. Незнакомый мне человек, актер, зашел ко мне за кулисы, чтобы сказать добрые слова. Это совсем не часто случается в театре. Потом, когда я пришел во МХАТ, когда началась счастливая кабала репетиций «Маскарада», я волновался, как произойдет знакомство с актерами. С Кашпуром все сложилось легко, хорошо, сразу. Осторожно спросил его о Смоктуновском, который должен был играть Арбенина, для которого спектакль задумывался… И Владимир Терентьевич мне рассказал: когда Смоктуновский уже был в больнице, часто звонил ему. Я спросил: «Вы дружили?», а Кашпур ответил очень скромно: «Он мне часто звонил, когда ему было плохо».
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001