ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Антигона за железным занавесом

Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
После признанного многими критиками неудачным спектакля «Кабалы святош» вчера в Художественном театре состоялась вторая премьера — «Антигоны» Жана Ануя в постановке приглашенного из Грузии Темура Чхеидзе, решившего прихватить с собой, помимо художника Георгия Алекси-Месхишвили, еще и народного артиста СССР Отара Мегвинетухуцеси.

И хотя многие любители театра помнили прекрасный спектакль Чхеидзе «Обвал», осуществленный им в 80-е годы в еще неразделенном МХАТе, тревога оставалась. В первую очередь она касалась самой пьесы, написанной Жаном Ануем в 1943 году и воспринятой в оккупированном Париже как сигнал к сопротивлению фашистскому режиму… Во-вторых, трудно было представить, как сможет первый артист Грузии войти в контакт с разношерстной труппой чеховского МХАТа, переживающей определенный кризис…

Вряд ли кто из старожилов думал, что художественный руководитель МХАТа Олег Табаков согласится, чтобы зрители во время спектакля сидели не в зале, а на сцене. На тех самых подмостках, куда раньше допуск посторонним был строго воспрещен, а сам К. С. Станиславский после спектакля проходил по ним на цыпочках. Теперь, во время представления «Антигоны», здесь стоят многоярусные трибуны для публики, а все действие разворачивается на маленьком пятачке, где минимум предметов: несколько стульев и один длинный стол.

Попервоначалу создавалось впечатление, что зрителей пригласили на репетицию пока еще не готового спектакля, решив показать им то, что, как правило, от публики скрывалось. Но постепенно, через десять-пятнадцать минут, зрители начали втягиваться в происходящее, не обращать внимания на сугубо современную одежду персонажей, вначале раздражавшую, и полностью доверять артистам, играющим чужие судьбы как свои собственные.

Итак, со сцены было сдернуто ее волшебное покрывало. Она предстала перед зрителями во всей своей неприглядной наготе: с тросами, балками, подъемниками, софитами. Это было сделано не случайно, поскольку в обнаженном пространстве сцены лучше была видна вся кривда дворцовой жизни с вечными заговорами и переворотами. В эту среду никак не вписывалась Антигона, дочь Эдипа, осмелившаяся нарушить указ своего дяди, запрещавшего кому бы то ни было хоронить ее брата-бунтовщика. И тем не менее она все-таки попыталась закопать его и за это расплатилась собственной жизнью.

Но прежде, чем произойдет эта трагическая развязка, маленькая воительница узнает так много страшного о тех, кто управляет людьми, какие они сочиняют сценарии, чтобы держать народ в повиновении, что больше не захочется ей жить, превращаться в добропорядочную жену и рожать детей. Поэтому не случайно в музыкальном оформлении спектакля появится колыбельная, которая будет звучать не только в самые напряженные для Антигоны моменты, когда она будет стоять перед выбором: сказать Креону «да» или «нет», но и во время коротких проходов по площадке жены Креона Эвридики, постоянно сидящей за вязанием и ни разу не сказавшей ни единого слова. С каждым часом этот клубок шерсти в руках царицы будет уменьшаться и уменьшаться по мере того, как Антигона будет прощаться со всеми, кто ей дорог: с няней, сестрой, возлюбленным…

Еще со времен греческих трагедий (откуда и почерпнул сюжет своей пьесы Жан Ануй) известно, что самое трудное на сцене — изображать любовь и страх смерти. Марина Зудина, первая леди «Табакерки» (впервые выступившая в составе актеров МХАТа), немало переиграла за свою жизнь влюбленных женщин, и это у нее неплохо получалось, по крайней мере, они всегда были обольстительны, сексапильны. Но тут ей предстояло сыграть совершенно неожиданную роль — маленького, серенького жаворонка, у которого вся красота внутри, а сила выражается в голосе, звонком, чистом и высоком. Поэтому Зудина отказывается от всех своих прежних актерских «приспособлений» и как бы учится заново ходить, смотреть, общаться. В то же время ее партнер и оппонент Отар Мегвинетухуцеси ведет себя совершенно свободно. Он может молчать две, три минуты, прервав диалог и думая о своем, и это будет всем интересно. Кормить с ложечки свою жену, и это тоже будет волновать зрителей, поскольку за этим тоже скрывается какая-то загадка, намек, который будоражит нас. Обладая необыкновенным магнетизмом, артист держит в напряжении зрительный зал с первого своего появления на сцене и до конца, ни на секунду не выходя из образа. Самое же удивительное в том, что зрители, понимая умом, насколько Креон может быть опасен, тем не менее поддаются его обаянию и постепенно начинают, кажется, верить, что для спокойствия государства надо было казнить Антигону, и уж, конечно, не осуждать его за то, что в день гибели своей жены и сына он идет на заседание совета, поскольку интересы общего дела выше его личного горя. Именно такой «герой», готовый ради блага страны даже перечеркнуть жизнь самых дорогих ему людей, прервать свой род и не увидеть собственных внуков, и нужен был Темуру Чхеидзе, смеющего утверждать своим спектаклем, что власть нравственно уродует людей, превращает их в заложников созданной ими же системы.

Соединив публику и артистов в пространстве сценической коробки за опущенным железным занавесом, режиссер не просто сблизил их, он заставил зрителей выступить в роли негласных присяжных заседателей на суде чести и человеческого достоинства. В конце концов ведь это им предстоит решать, кто прав: «прогрессивный» правитель Фив, пытающийся спасти тонущий государственный корабль, или Антигона, не пожелавшая во имя собственного покоя и покоя других черное называть белым, а белое — черным. Похоже, что после этого спектакля мхатовцы сделают для себя выводы, что и сегодня можно завораживать публику, играя «на коврике и без декораций» — как мечтал Владимир Немирович-Данченко.
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001