ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Фивы наших дней

Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Во МХАТе им. Чехова премьера — «Антигона» Ануя. В санкт-петербургском БДТ тоже идет спектакль Темура Чхеидзе «Антигона». Правильный, спокойный, размеренный, «античный». Там играют царей, племянниц царей, сестер племянниц царей и сыновей царей. Но прежде всего — царей.

Смотришь «Антигону» во МХАТе — и глазам своим не веришь. Та же пьеса Жана Ануя. Тот же режиссер — Темур Чхеидзе. Почти те же мизансцены, знакомая музыка Джонатана Ли и похожие современные костюмы. Но другие актеры — Отар Мегвинетухуцеси (худрук Театра имени К. Марджанишвили теперь будет регулярно из Тбилиси приезжать в Москву) и Марина Зудина — играют прежде всего людей. Да, он все тот же царь Фив Креон, она все та же невеста его сына, решившая похоронить тело брата, зная, что по указу будущего свекра за это ее ждет смертная казнь. Но на «Антигоне» Темура Чхеидзе во МХАТе обливаешься слезами, словно речь идет не о далеких античных страстях, всегда поражающих прежде всего максималистским подходом к событиям и готовностью при первом же достойном случае положить жизнь свою и своих детей ради торжества справедливости. И не о параллелях со второй мировой войной, в разгар которой Жан Ануй написал «Антигону». На сцене — не политический театр, занимающийся делами сегодняшними и общечеловеческими проблемами, в число которых входит и бремя власти.

Национальная героиня, зная о смерти, больше всего беспокоится о своей собаке. Царь кормит с ложечки жену и, восхищенный безрассудством Антигоны, вопрошает свою безмолвную супругу — вот ты бы пришла со своей лопаткой к моему телу?.. Вся трагедия Софокла построена на столкновении двух сильных личностей. Не пренебрегли этим ни Жан Ануй, ни Темур Чхеидзе. Половину спектакля занимают диалоги Антигоны и Креона. Только Темур Чхеидзе в отличие от современников Ануя не видел в протесте Антигоны бунта плененной фашистами Франции. Когда речь идет о трагедии двух людей, но разворачивающейся прямо на ваших глазах, войны меркнут. Они — войны — далеко, а люди рядом, в двух шагах. Вот Антигона Марины Зудиной — маленькая худышка с серьезными глазами. Воробышек, загнанный в ловушку своей совестью. Мотивация ее поступков — не столько незыблемые семейно-родовые традиции, сколько юношеский максимализм и отчаяние, граничащие с упрямством. Ей надо все и сразу, а делить счастье — удел других. Мораль же Креона — интересы государства превыше всего. Он знает, какая черная работа — занятие властью, но ему необходимо, чтобы Фивы надышались трупным воздухом. Отар Мегвинетухуцеси не играет. Он живет Креоном, и в этой жизни нет места суете и античной статике. При внешнем аскетизме движений — такой вулкан внутри! Гигантский человек, он обращается с Антигоной как с несмышленым детенышем, пытается втолковать, каким та владеет бесценным сокровищем — жизнью. И Антигона почти готова признаться в собственной глупости как маленький ребенок уткнувшись головой в его колени, а затем, вскарабкавшись, обвив руками шею — ведь он ей как отец. Но Креон-властелин пока не издал закон. А потом он раб этого закона. И их конфликт — конфликт простых человеческих чувств, сталкивающихся с простой государственной моралью. Единственное разрешение которого — в словах главной героини: нужно делать то, что в твоих силах.

Не уверена, будет ли в силах простого зрителя достать билет на «Антигону» (число мест ограничено — публика сидит прямо на сцене), но хотя бы попытаться увидеть Отара Мегвинетухуцеси в роли царя Креона надо обязательно.
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001