ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Олег Табаков: У нас в театре просвещенный абсолютизм

Людмила Безрукова, Труд, 4.03.2005
Каждая встреча художественного руководителя чеховского МХТ с журналистами, будь-то пресс-конференция или эксклюзивное интервью, — это всегда представление. Спектакль одного актера, обожающего импровизацию. 

 — Чувствую себя прямо как Юля Тимошенко, — сказал мэтр, указывая на большое число устремленных на него объективов фото- и кинокамер. И добавил: — Правда, я не так хорош, как она…

А потом, поправив волосы, с лукавой усмешкой продолжил: — Ждете от меня подробного отчета о проделанной работе? Что ж, я готов отчитаться! Итак, я возглавил театр в состоянии беды, когда ушел из жизни возглавлявший его 30 лет Олег Николаевич Ефремов. Никаких глубоких мыслей на тему, что и как делать, мне тогда не приходило. Было не до философских размышлений. Просто требовалось подставить плечо. Дом горел! Прошло четыре с половиной года. За это время дела поправились. В театр вернулся зритель. Выпущено более 40 спектаклей. Одно перечисление авторов поставленных пьес скажет вам, надеюсь, о многом: Островский, Горький, Чехов, Булгаков, Достоевский, Гоголь, Гончаров. Присутствует также и новая драма — Гришковец, братья Пресняковы, и русская проза — Людмила Улицкая, Леонард Исхаков, Виктор Астафьев…

- Вы назвали количество спектаклей, выпущенных за период вашего руководства МХТ. А что бы вы могли сказать об их качестве?

 — Зачем же я буду говорить о качестве, отбирать хлеб у критиков? Это их работа!

- Критические статьи, посвященные постановкам вашего театра, не всегда лицеприятны…

Табаков смотрит на меня, сощурившись. Встает, поправляет жилетку, застегивает пиджак и с расстановкой, но безгневно и даже со своей улыбочкой произносит:

 — А вот это меня не интересует. Руковожу театром я, а не критики. Но не думайте, что я не любознательный. Читаю много. Утром встаю и сразу за газеты. Но это никоим образом не влияет на формирование нашего репертуара. Я бы так сказал: отнюдь не критические статьи заставляют меня снимать с репертуара спектакли, пользующиеся спросом у зрителя, или, например, вовсе не выпускать их после долгих репетиций...

- Не затем ли вы изъяли из аббревиатуры в названии театра букву «А», превратив всем привычный МХАТ в МХТ, чтобы иметь возможность ставить спектакли, не вписывающиеся в рамки академической школы?

 — Я просто думаю, что прилагательное «академический» менее всего подходит к театру. Что такое театр? Это зрелищное предприятие. И когда основатели Московского Художественного Станиславский и Немирович-Данченко создавали коллектив, они называли его не «академическим», а «художественным, общедоступным». Или вы всерьез считаете, что это слово идет театру?

- Но в академическом театре ставки у актеров выше!

 — Да бросьте вы. Актеры получают маленькие или большие ставки совсем не поэтому. Все зависит от того, как работает театр. Вот у нас в МХТ ставки примерно как в других государственных театрах, но гонорары значительно выше.

- Говорят, вы создаете в своем театре специальное актерское агентство: если, к примеру, вашего актера приглашают сыграть в антрепризе или в кино, на телевидении, то отчисления должны идти в МХТ?

 — Не агентство, а подразделение, у которого пока нет названия. Да и не в названии суть. У нас очень хорошие актеры, и на них большой спрос! Но это наши актеры, мы их воспитали. Почему же не воспользоваться собственными трудами? Процент с их контрактов пока «капает» небольшой, однако это очень важно с точки зрения самой идеи. Получая реальные деньги, мы тем самым можем материально поддержать тех акеров, которые мало заняты в репертуаре. Наш театр — единственный, кто это делает. Сумма пособия приличная — 30 тысяч рублей.

- Вместе с другими известными представителями отечественной культуры вы недавно были приглашены на встречу с президентом России по поводу предстоящей театральной реформы. Как вы лично относитесь к этой реформе?

Этот вопрос вызвал у Олега Табакова что-то вроде легкой изжоги. Словно хотел стряхнуть некое наваждение. Поморщился, наклонил голову, сгорбился, живо напомнив одного из своих любимых персонажей — Сальери из «Амадея». Потом резко выпрямился:

 — Никакая это не театральная реформа. Желание финансовых мужей из правительства пересмотреть привычные нормы (и формы) пополнения казны вызвано огромным количеством денег, которые крутятся в стране в виде «черного нала». Серьезные беды, как я думаю своим хитрым саратовским умом, придут с другого конца — когда захотят брать налоги с земли, на которой стоят театры, на собственность… А та встреча с президентом, о которой вы спрашиваете, имела обнадеживающий итог. Владимир Владимирович проявил удивительную осведомленность в наших делах. Мне показалось, что он хорошо воспринял наши предложения, пожелания. Во всяком случае, пообещал мне, что деньги, которые мы зарабатываем, будут оставаться в театре… Однако не поговорить ли нам о делах творческих? Почему вы не спрашиваете о режиссерах, работающих в МХТ? Их постановочных планах?

- Олег Павлович, нельзя ли поподробнее узнать о режиссерах, работающих в Московском Художественном театре имени Чехова? Каким принципом вы руководствуетесь, приглашая того или иного из них на постановку в свой коллектив?

 — Хороший вопрос. Отвечаю подробно. Режиссеры у нас разные и талантливые. Талант — главный критерий для приглашения. Те из постановщиков, кто хочет «дойти до самой сути», ставят в МХТ по второму, третьему кругу. А некоторые, как, скажем, Кирилл Серебряников, уже по пятому. Интересно работает у нас Сергей Женовач. Я его называю «Тишайшим» — интеллигентный печальный человек, которого дважды пыталась уничтожить наша любимая критика, но который никак не уничтожается, а продолжает учить своих учеников и ставить свои спектакли. Он начинает работу над «Братьями Карамазовыми». Юрий Еремин, поставивший «Последнюю жертву», благосклонно принятую зрителями, будет ставить сейчас «Возвращение» по рассказу Андрея Платонова. Нина Чусова начнет работу, вероятно, над детским спектаклем. После тех «шалостей», которые она допустила в работе над спектаклем «Тартюф», мы решили, что хорошо бы определить ее к месту. Скорее всего, это будет «Буратино».

- Нет ли желания пригласить известных режиссеров из-за рубежа? Сейчас это модно…

 — Насчет моды, не знаю. А иностранца мы уже пригласили — знаменитого японца Тадаши Сузуки. Удивительный, очень интересный театральный деятель, едва ли не самый крупный в Японии. Он сумел создать театральный центр на севере своей страны, где прежде и клуба-то (в нашем понимании) не было! Теперь воспитывает в этом центре молодых актеров. Скоро он приедет к нам. Возможно, будет ставить у нас и Петер Штайн.

- Есть ли в вашем коллективе острые проблемы? Редкий театр обходится сегодня без них. ..

 — В коллективе МХТ имени Антона Павловича Чехова острых проблем не существует. Придя в театр в качестве художественного руководителя, я распустил совет старейшин, совет по делам молодежи, совет художественный. Партийная организация распалась раньше сама собой. Номинально существует профсоюзная. Но содержит ее театр, так что… Словом, никакой демократии. У нас просвещенный абсолютизм.

И он широко улыбнулся, как бы приглашая всех порадоваться этому факту. И все заметили, что стоит при этом актер в той же позе, что и его знаменитый король из «Д'Артаньяна и трех мушкетеров». Помните эпизод на поле боя у крепости Ля Рошель, когда вальяжный, уверенный в себе Людовик принимает поздравления от свиты? Он - победил!
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005