Ослепленные солнцем

Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля по роману Анатолия Курчаткина «Солнце сияло» в постановке Марины Брусникиной. Зритель вспоминает историю России 90-х годов и решает, как жить дальше. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. 

Это уже пятый спектакль Марины Брусникиной в МХТ имени Чехова. Все они поставлены по современной прозе, поэтому с некоторых пор принято говорить о них как о едином цикле, своего рода особом репертуаре внутри пестрой, разнообразной и непредсказуемой мхатовской афиши. На самом деле объединяет их только то, что госпожа Брусникина не заказывает и не сочиняет пьес, а ставит собственно литературные произведения. Когда речь идет об очень серьезной литературе, в ее спектаклях текст как бы «блуждает» от актера к актеру, действующие лица не прикреплены к исполнителям, и возникает удивительный эффект — произведение обретает на сцене особый объем и силу. Таковы мхатовские спектакли Марины Брусникиной по Виктору Астафьеву и Людмиле Улицкой. Такова недавняя «Моя Марусечка» в новосибирском театре «Глобус», поставленная по повести Александры Васильевой.

Совсем иначе устроены спектакли госпожи Брусникиной, поставленные по текстам, представляющим собой занятные очерки современных нравов. Эти сочинения, как правило, не являются феноменами языка, зато дают возможность силами молодых актеров разыграть для зрителя узнаваемые истории из жизни. «Солнце сияло» Анатолия Курчаткина возвращает нас в 90-е годы прошлого века, в ельцинскую эпоху. Начинается все с того, что герой романа, молодой человек по имени Саша, заканчивает службу в армии. Однако он не возвращается в скучный провинциальный городок, где родился и вырос, а вместе с армейским товарищем отправляется в бурлящую соблазнами и перспективами новой рыночной жизни столицу. Естественно, автор посылает своего весьма наивного героя не на завод и не в университет. Парень пробует себя в журналистике. Сначала он попадает в продажный и жестокий мир телевидения, а потом в не менее продажную и не менее жестокую индустрию шоу-бизнеса.

Марина Брусникина решила поставить спектакль в жанре театрального ток-шоу. Художник Екатерина Кузнецова устроила на Малой сцене МХТ подобие узнаваемой телевизионной студии: посредине — полукруглый желтый диван, по бокам — подиумы. сзади — яркие экраны. В сущности, спектакль «Солнце сияло» представляет собой парад персонажей-карикатур, с которыми приходится столкнуться молодому человеку. Почти все они сыграны броско и талантливо. Актеры, точно арбатские уличные художники, несколькими мелками разной степени яркости рисуют экспресс-шаржи. Некоторые — по несколько штук за спектакль.

Вот дочка крупного телевизионного начальника, у которой с Сашей завязывается роман, и ее сексуально озабоченная сестра, собирающаяся стать певицей, а потому выходящая замуж за молодого композитора. А вот отец сестричек, вальяжный телемагнат. Рядом с ним другой телебосс — застегнутый на все пуговицы сухарь и взяточник. На сцене мелькают арт-директор рекламной студии и его клиент, популярный певец с повадками уголовника; бездарная провинциальная певичка, делающая карьеру причинным местом, и ее покровитель; держатель продуктовых ларьков, которого в конце концов пристреливают, и музыкальные критикессы, болтающие псевдоученую чушь. В общем, страшный мир дикого капитализма, в котором все продается и покупается, где почти ни у кого нет ни стыда ни совести.

Понятно, что просто высмеять и заклеймить общество театр не может, нужно предложить какую-нибудь альтернативу. Мне кажется, что она уже заключена в том, как играет Сашу актер Павел Ващилин. К его персонажу никакая окружающая гадость вроде бы не липнет. Его Саша, набивший себе множество шишек и выкинутый на обочину, остается таким же лучезарным и добрым, каким он был в начале спектакля. С точки зрения логики и правды жизни поверить в такое трудно, но в качестве обнадеживающего театрального символа почему нет? Однако романтической веры в человека создателям спектакля оказалось недостаточно. Поэтому «Солнце сияло», забавное и довольно ироничное зрелище, заканчивается немыслимо нравоучительной и сопливой сценой: герой проникновенно рассказывает зрителям, что теперь он с сыном большую часть времени проводит не в ужасной Москве, а в родном городке, где общается с простыми людьми и с природой, а также изучает мудрость предков.

Одна из этих заповедей звучит, между прочим, довольно страшновато: «Никогда не пить из одной чашки с иноверцами». Ничего себе альтернатива шоу-бизнесу! (У Курчаткина, кстати, интонации финала совсем другие. ) К счастью, в спектакле указан еще один помимо почвеннического эскапизма выход из трудного положения. Приятель Саши, честный бизнесмен по прозвищу Ловец, разочаровавшись, подобно главному герою, в российских реалиях и потеряв бизнес, эмигрирует в Канаду и работает там по своей первой, инженерной профессии. Так что если вдруг случится страшное и, озлившись на жизнь, все театры начнут — по собственной ли воле или по чужой — проповедовать ценности вроде вышеуказанных, придется, как это ни прискорбно, воспользоваться опытом Ловца. Что ж, и на том спасибо.
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005