ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОЛЕГА ТАБАКОВА

, 1.07.2005
У ОЛЕГА ПАВЛОВИЧА ТАБАКОВА ЮБИЛЕЙ. В СЕНТЯБРЕ НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ ВЫЙДЕТ ФИЛЬМ ТЕЛЕКОМПАНИИ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» О ВСЕМИ ЛЮБИМОМ АКТЕРЕ (АВТОРЫ — МАРИНА ДЕНИСЕВИЧ, ЭТЕРИ ЛЕВИЕВА). НАМ УДАЛОСЬ ПОСМОТРЕТЬ ЕГО РАНЬШЕ?

К нему, кажется, намертво прилипла тельняшка мультяшного кота. А из ролей, похоже, ближе всего ему русский помещик, имя которого давно стало нарицательным.

Образ его можно было бы считать завершенным, если бы в свои 70 он не работал от рассвета до глубокой ночи, играя в день добрый десяток ролей. И не соединял бы в себе то, что, кажется, и совместить невозможно: нежность души Ильи Ильича Обломова и деловую хватку вечного антипода его — Андрея Штольца.

?В тот день Олег Павлович запланировал поездку к Антону на дачу. Отцу — под 70, сыну — за 40. Между ними мир, любовь и как будто бы полное взаимопонимание. Встреча близких людей смешна и трогательна одновременно. Табаков-старший с гордостью распаковывает привезенный Антону подарок — CD. Подарок явно «со значением», но - вот досада! — коробка оказывается пустой?

 — Обломов — это все-таки не роль. Это душевная нежность («душа голубиная» — говорили про него), которую я унаследовал от мамы?

Олег Павлович с супругой выгружают из машины привезенные с собой подарки, входят в дом. Внуки один за другим подбегают к Табакову, которого язык не поворачивается назвать дедом. Но для них он именно дед?

 — Я уже как-то каламбурил: я - Штольц, который выдает себя за Обломова. Или наоборот: Обломов, выдающий себя за Штольца.

?Я ведь капитализму начал обучаться с 1977 года, с того самого времени, как ставил спектакль в Англии. И информация о том, что за все должен отвечать сам, попала ко мне не из книг. Потому оба театра (МХТ и «Табакерка») и успешны.

?С этого года каждому актеру прибавил по 3 тысячи рублей на ребенка да по 20-30 тысяч — к отпуску. Чтобы люди, за которых отвечаешь, жили получше?

(Кричит внучке и сыну). Анют, Паш, насчет чаю расстарайтесь!

Олег Павлович садится за стол, накрытый со вкусом, почти по-барски. Над ним — «афиша» с дамой, одетой в стиле модерн, и надписью: «Завтрак у Табакова». На столе свежие красные ягоды и аристократичная в своей простоте белая ваза с сиренью.

За спиной у Олега Павловича 50 лет службы в театре, больше 100 ролей в кино.

Учить других и открывать таланты — всего лишь два из многих дарований Табакова.

Представить себе его вне сцены нетрудно. Иногда он похож на всех своих персонажей. Как будто они попеременно просыпаются в нем: то Обломов, то Матроскин, то дядюшка Адуев. Невозможно себе представить его вне игры. Как будто вся его жизнь и есть игра.

 — Занятие театром — работа почти солдатская. Не хочется — надо! Холодно — надо! Жарко — надо! Я был директором «Современника», когда умерла мама. Похоронил ее и тут же должен был выйти на сцену, играть?

АНТОН ТАБАКОВ:
Когда я показывал дочке закулисную жизнь театра, она, увидев вдруг деда, обрадовалась, закричала: «Дед!» А он как будто даже отмахнулся от нее: «Потом! Позже!», совершенно не понимая, кто перед ним. И только после спектакля смог принять нас душевно в своей гримерной.

Разглядывая замаринованные в миске куриные крылышки, Олег Павлович спрашивает:
 — А где все это должно жариться?

И, не дождавшись ответа, вслед за домочадцами неспешной походкой идет к мангалу, откуда уже тянется приятный дымок.

В то время как Антон раскладывает на решетке крылышки, наблюдающий за процессом Табаков-старший просит разбавить ему красное вино соком и на глазах у сына-ресторатора начинает смешивать апельсиновый сок, лед и элитное виноградное вино. Антону впору расплакаться?

Старший сын Табакова — в прошлом актер. Как и Олег Павлович, Антон работал в «Современнике» у Галины Волчек, в «Табакерке» у отца. Но оставил актерскую профессию, решив стать предпринимателем.

Сегодня Антон Табаков — успешный ресторатор.

У Олега Павловича он вызывает чувство отцовской гордости. Глядя на них, сразу понимаешь, что конфликт отцов и детей они разрешили к взаимному удовольствию. 

В ожидании обеда Олег Павлович философствует. От близости еды слегка возбужден и особенно красноречив, как будто хочет поскорее овладеть ею.

 — Человек должен быть счастлив от того, что он делает. Если бы мне не давали играть, я бы платил, чтобы выйти на сцену и поиграть. Немного, рублей по 300, но платил бы.

Сегодня Олегу Табакову 70. Он управляет двумя театрами — «Табакеркой» и МХТ. Проводит мастер-классы, снимается в кино, играет в спектаклях. Занимается благотворительностью и растит 10-летнего сына Павла. Дочь Александра и сын Антон подарили Олегу Павловичу троих внуков. Как и положено нормальному деду, внуков он обожает. Хотя и видит их реже, чем хотелось бы.

Дети Олега и Антона Табаковых носятся по участку. Паша «пуляет» из ружья?

Дед пристроился за накрытым столом, желая беседовать со старшим внуком. Но беседа быстро обрывается:
 — Никита, ты уже седьмой кончаешь?

 — Девятый!

 — Да-а-а!.. Неточен был в своих предположениях.

Рассказывая о себе, Олег Павлович любит отсылать слушателя в свое далекое военное детство, откуда и пошло на долгие годы приклеившееся к Табакову прозвище Лелик. Он писал на фронт письма отцу и неизменно честолюбиво подписывал их: «Маршал Лелик». Именно в детстве Табаков находит корни всех будущих достижений и ошибок, объяснение всем особенностям своей натуры и привычкам.

 — Я кушать всегда хочу. Иногда этот процесс обостряется и становится неуправляемым.

Занимает место у кухонной стойки. На стойке две миски — с клубникой и вареными раками. Во время разговора Олег Павлович так и будет клевать попеременно из двух лоханей, причудливо чередуя раков с клубникой.

 — Детство было голодным не по сегодняшним стандартам, а по нормам жизни тогдашней. Если человек ест поджаренные картофельные очистки, его детство уже нельзя назвать голодным.
А если очистки еще и хорошо посолены!.. А если к ним дали к тому же помидору соленую!.. Это же настоящая еда! Какой же тут голод?.. Хотя сладкого хотелось беспрерывно. И белого хлеба?

С детства Табаков никогда ничего не оставляет на тарелке. Доедает все до конца.

 — Даже воровать я начал, когда мама болела брюшным тифом. Сейчас стыжусь, конечно?

Провинциальное саратовское детство Олега Павловича и в особенности окружавшие его бесконечно любящие женщины — мама, бабушки, тетушки, соседки по коммунальной квартире — все это, пожалуй, во многом и определило его дальнейшую жизнь.

 — Вот такая любовь и есть душевная защита человека. Полагаю, именно любовью бабушек я защищен до сих пор.

?Из длинного коридора в контровом свете движется знакомая зрителю фигура. Крайне сосредоточена. В длинном плаще и смешном парике. Весь вид фигуры внушает, что подходить к ней сейчас небезопасно. Однако следом выпархивает хрупкая женская фигурка и торопливо настигает фигуру. Мгновение — и ручка ложится сзади на широкое плечо. Фигура и постоянно настигающая ее фигурка. Обе останавливаются у рампы. Открывается вид на сцену из закулисья. Олег Табаков и Марина Зудина. Их выход!

(В этой сцене смысл того, о чем нельзя сказать словами, — «распределение ролей» в их личной жизни).
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005