ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

«В приемной Табакова телефоны звонят всегда»

, 1.09.2005
- Оля, вы сопутствуете Табакову буквально с первых дней его официального вступления в должность. То есть уже шестой год существуете с ним бок о бок. Что он собой представляет в качестве начальника? Жесткий человек?

 — Жесткий — да, жестокий — нет. Я не знаю, как надо постараться и что натворить, чтобы он выгнал человека из театра. Более того, Табаков даже слишком любит артистов. Так любит, что под влиянием этой любви у них начинаются проявления каботинства, от которых он сам ужасно страдает.

 — Как строится ваш рабочий день?

 — В 9 утра первый обмен по телефону: какие дела на сегодня назначены, кто к нему должен прийти? Потом выясняется, что он еще с пятью человеками договорился, а меня не предупредил. Я даже злюсь на него иногда — почему он думает, что я обо всем должна сама догадываться? Я же не экстрасенс, не телепат. Марина Зудина рассказывает, что у них дома то же самое. «Ты еще не готова? Нам через десять минут выходить». — «Куда выходить?» — «Туда-то». — «Но ты же ничего не говорил!..» Он уверен, что все в курсе всего. Целый день у него разрываются на столе пятнадцать телефонов. Он вообще подходит ко всем телефонам. Настаивает, чтобы в репертуарной книжечке печатался даже его домашний номер. Любой человек с любой проблемой будет выслушан. Иногда собеседники в ярости: они пришли к Табакову, решают важные вопросы, а у него не умолкая звонит мобильник. Не знаю, сколько звонков у него в день, у меня, я однажды подсчитала, получилось 112. Это по двум городским и по мобильному. В приемной Табакова телефоны звонят ВСЕГДА. От этого устаешь больше, чем от работы. Сорок процентов звонков — зовут в президиум, на какую-то церемонию или сниматься приглашают. К нему сценарии идут валом.

 — По-прежнему любит сниматься?

 — Он азартный человек вообще. Он любит работать. Весь театр целый день идет к нему со своими проблемами. Помимо этого он читает пьесы, бесконечное количество пьес, толстые-тонкие журналы, рецензии? Приняв пятьдесят человек, вечером играет спектакль. Правда, перед этим обязательно час-полтора спит в гримерке. Бывает, актеры говорят: мне семьдесят лет, а у меня в этом месяце назначено шесть спектаклей. Мне тяжело. А Табаков играет по 12-13 спектаклей в месяц. Ему некуда от этого деться, его имя собирает публику и делает кассу. Любимое занятие Табакова — распределять роли. Это обставляется как отдельная торжественная церемония: режиссер дрожащими руками вытаскивает бумажки, выясняется, что половина актеров — из «Табакерки», начинается борьба, потому что невозможно развести — они заняты и тут и там, а у Табакова еще под рукой всегда списочек мало работающих артистов, и он их постоянно предлагает. То есть работает и менеджером, и продюсером.

 — Как он в театре питается?

 — Он может, конечно, иногда тайком купить блин в блинной и съесть. Но Марина за ним следит, дает с собой домашнюю еду. Она хорошо готовит, и особенно, говорят, мастерица по части супов. Табаков их приносит в термосе.

 — Чего он не любит в жизни, в людях? Не приемлет категорически?

 — Он не любит неудачи. А кто их любит? Не любит, когда врут. Нетщательность в чем бы то ни было может его просто сразить. Для него самая страшная позиция — «сойдет и так». У нас был случай, когда шла «Белая гвардия», а «Мосэнерго» отключило свет, авария у них была. Людей из зала выводили при свечах. И во всем театре только один человек — Табаков — считал, что могли бы при свечах и доиграть? Еще он не любит говорить людям неприятные вещи, это право переадресовано мне. Его самого больше чем на «понимаешь, старик?» не хватает.

 — За что он может рассердиться на актера?

 — За избирательное отношение к репертуару: вот это я могу играть, вот это не могу, в новом спектакле меня не занимайте, у меня в сезон 50 съемочных дней и 17 антреприз. .. И он терпеть не может, когда жалуются, выясняют при нем отношения. Склоки, дрязги — он для этого слишком брезгливый. Ненавидит пьянство. Победил его в театре на раз. Не то чтобы плакаты вывешивал, а просто все поняли: нет и нет. Люди не пьют. Люди не спят в гримерках, а раньше здесь был сплошной свальный грех.

 — Можно сказать, что театр — его второй дом?

 — У Табакова дом — дома. Он любит приезжать домой, ему там хорошо. А в театре, как мне кажется, он всем своим существованием опровергает формулу «театр-дом». Он строит дело, а не дом. И кухонные свары его раздражают.

 — Чего бы вы ему пожелали?

 — Здоровья. Он же гипертоник. Сидит в кабинете, краснеет, сам себе мерит давление, пугается, но не признается. Не любит выдавать свои слабости. Мужик, я же говорю. Я очень надеюсь, что он рассчитывает свои силы. Сам о себе всегда говорит, что очень хитрый, и правда, у него интуиция звериная, но при этом большая самоуверенность и наив почти детский. В погоне за новым создает новые структуры из людей, которые что-то хотят здесь поиметь — деньги, славу, связи, а потом удивляется: «Что с этим человеком случилось, я же его давно знаю, он был такой?» Он верит людям и ведется, как ребенок. Бывают такие случаи. И при этом страшно упрямый. Признавать, что ошибся, не хочет ни за что.
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005