Переназначенец из МХТ

Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
В июне нынешнего года истекает срок контракта Олега Табакова как художественного руководителя и директора Московского Художественного театра имени Чехова, сообщает ГТРК «Культура». Именно поэтому и была созвана коллегия, перед которой выступал Олег Табаков.

Разумеется, первым с докладом выступал Олег Павлович и начал он, как передает радио «Маяк», очень жестко: «Если сочтете мою работу хорошей, выдвину некоторые условия, без которых невозможно работать. 4,5 года назад я был такой возможности лишен». Свое выступление он назвал «апрелевскими тезисами» и заметил, что только при выполнении этих условий Федеральным агентством по культуре и Правительством Москвы имеет смысл продолжать эту работу. «За кресло свое не держусь. Моя основная профессия — актер, удовлетворить свое тщеславие я всегда смогу». «Олег Павлович, — взмолился Михаил Швыдкой, — с угроз не надо начинать».

«Чтобы было видно, слышно, ясно и чтобы дух захватывало», — так определил Табаков закон театра вообще и МХТ имени Чехова под своим руководством в частности. Свое понимание театрального дела он описал таким образом: «В успешном театре надо бы возродить полноценную мощную труппу, то есть позвать в театр талантливых режиссеров разных поколений». Олег Павлович сказал о том, что видит свою работу в движении к новому образу Художественного театра не отсечением инакомыслящих, но коллекцией разных художественных индивидуальностей. «Со времени „Современника“, — заметил Табаков, — я сильно не любил концепций и сильно не любил гражданственности. Линия отсечения одна — востребованность или невостребованость».

«Я занял кресло худрука в экстремальных условиях — не стало Олега Ефремова, а еще раньше здание в Камергерском переулке накрыла плотная тень неуспеха, зрительный зал едва заполнялся на 70 процентов, а зарплата артистов с трудом дотягивала до 5 тысяч рублей», — напомнил Табаков.

Он не скрывает, что постоянно слышит упреки в коммерциализации национального достояния, коим является МХТ. «Однако заниматься театром, в который не ходит публика, где в зале сидят две-три одинокие женщины, я никогда бы не стал», — подтвердил Олег Павлович. Он процитировал Михаила Булгакова, который справедливо считал, чтобы судить об успехе театра, надо просто заглянуть в его кассу.

«Были ошибки, — сказал Табаков, — и я своими руками вынужден был закрывать спектакли, если считал, что ими можно отбить у зрителя желание снова прийти в Художественный театр». Затем он назвал тех режиссеров, которые, на его взгляд, прошли селекцию. Это Юрий Бутусов, Марина Брусникина, Петер Штайн, и это первый случай, когда Табаков подтвердил, что выдающийся европейский режиссер все-таки будет работать в Художественном театре, Сергей Женовач, Миндаугас Карбаускис, Дмитрий Черняков и Кирилл Серебрянников.

Сегодня у Московского художественного театра три сцены и достать билеты очень трудно. Тринадцать премьерных спектаклей пользуются огромным спросом.

«Мы будем снижать цены на билеты на Новую сцену, а также оставляем 10% от всех билетов стоимостью по 100 рублей», — цитируют РИА «Новости» слова Олега Табакова.

Как чрезвычайно важную цель Табаков отметил стремление к возрождению полноценной труппы, которой под силу был бы любой репертуар. Что же касается самого репертуара, то за эти годы, как отметил Табаков, он пополнился около 20 спектаклями по русской и зарубежной классике и около 30 постановками по современной драматургии. 

Табаков рассказал, что в настоящее время готовится сразу несколько новых спектаклей. Так, Юрий Бутусов репетирует «Макбета», Кирилл Серебряников ставит «Господ Головлевых» с Евгением Мироновым в главной роли. Вскоре в МХТ приедет знаменитый немецкий режиссер Петер Штайн, который возьмется за «Ричарда III» Шекспира.

Табаков с удовольствием рапортовал, что доходы МХТ за истекший период возросли почти в 6 раз, а зарплаты артистов в среднем составляют 24 тысячи рублей и уверенно приближаются к 30-ти. «Днями радости» он назвал дни предварительной продажи билетов, когда к кассам выстраиваются длинные очереди через весь Камергерский переулок.

После этих слов Табакова начались прения сторон. Первой вышла Инна Соловьева, доктор искусствоведения и сотрудница научного сектора Художественного театра. Потом выступал заместитель художественного руководителя МХТ имени Чехова Анатолий Смелянский. В роли независимого эксперта — Алексей Барташевич. Но все-таки, по мнению обозревателя «Маяка», для такого «независимого расследования» необязательно было обеспечивать его выступлениями двух подчиненных, которые, конечно же, в один голос говорили, как замечательна была работа Табакова на посту худрука, тем более что никаких видимых альтернатив Табакову сейчас нет, и вопрос о перезаключении с ним контракта это, в общем-то, вопрос скорее служебный, даже несмотря на то, что какие-то условия Табаков наверняка выдвинет, и условия эти будут серьезные.

Инна Соловьева очень остроумно и эффектно метафорически рассказывала о том, что путь табаковского Художественного театра — это путь ориентирования, ошибок и проб, разведки, ориентирования на местности и это верный путь. Если что она и ставила во главу угла, так это большую и сложную жизнь Художественного театра, а также сказала, что в национальном театре, по ее мнению, вообще не может быть программы и никаких особых концепций. Сама она довольно точно охарактеризовала свое выступление как «игры театроведения». За 35 минут ее выступления ни разу не прозвучало имени не только Олега Ефремова, предыдущего руководителя тогда еще МХАТа имени Чехова, но ни разу не были упомянуты имена Станиславского и Немировича-Данченко.

Выступавший следом Алексей Барташевич, также уважаемый театровед и доктор искусствоведения, нашел в работе табаковского руководства лишь два недостатка. Во-первых, это то, что в театр не пускают бесплатно студентов театральных вузов, и, во-вторых, что ставится слишком мало современной западной драматургии. Затем он сказал, что есть у него еще одно предложение, которое он еще ни с кем не обсуждал, и состоит оно в том, чтобы отказаться от имени Чехова в названии театра, тем более что на вопрос, что же такое чеховское начало или чеховское продолжение в жизни театра, ответить очень сложно.

Завершая коллегию, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой подчеркнул, что качество, в котором сегодня существует национальный театр, «его атмосфера, его настроение, определяет уровень культуры страны вообще».

«Самая острая проблема, которая стоит перед театром сегодня — это отношения с новой публикой. Есть только один закон театра, и в этом смысле я полностью поддерживаю то, что говорил Олег Табаков, — это успех, и МХТ за эти 4,5 года сумел достичь этой заветной для каждого театра цели», — сказал Швыдкой.
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005