Солнечный угар

Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
МХТ им. Чехова сделал робкую попытку рассказать о 1990-х. На Малой сцене режиссер Марина Брусникина поставила спектакль по роману Анатолия Курчаткина «Солнце сияло», попавшему в прошлом году в шорт-лист русского «Букера». Кажется, однако, что на МХТ нашло какое-то затмение: по степени как литературной, так и сценической фальши премьерное зрелище вполне соответствует заявленному жанру «театрального ток-шоу».

Причины появления спектакля легко объяснимы. На Малой сцене МХТ регулярно демонстрирует интерес к современному репертуару, но ясно, что эстетические представления Олега Табакова вряд ли выражаются в постановках хитов «новой драмы» вроде пьес братьев Пресняковых. Как умный менеджер, Табаков не против драматургического радикализма, но душа, надо думать, просит совсем другого. Например, традиционной, условно говоря, реалистической — в общем, «толстожурнальной» прозы, сочиненной не 30-летними авторами, а людьми раза в два постарше (что по-человечески абсолютно понятно).

Эпохалка Курчаткина представляется Табакову истинной ценностью: «Этот роман не только обладает несомненными литературными достоинствами, в нем автор пытается запечатлеть мгновения окружающей нас жизни», — цитирует программка слова руководителя МХТ. 

Ну да, и еще какие мгновения!

20-летний простодушный, но разнообразно одаренный курчаткинский герой демобилизуется из армии в 1990-м и, пытаясь найти свое место под московским солнцем, попадает в эпицентр социальных перемен. Приторговывает в ларьке, проникает в Останкино, заводит романчик с дочерью начальника телеканала, снимает рекламную «джинсу», берет интервью у Горбачева, монтирует первые музыкальные клипы и т. д. Иначе говоря, проходит через все то, что видится автору знаковыми соблазнами эпохи.

О коих Курчаткин имеет представления, почерпнутые большей частью из желтой прессы — а чем еще подпитывать скудное воображение в тиши писательской кельи, чтоб наваять «типических героев в типических обстоятельствах»? Каких в «Солнце сияло» пруд пруди. Алчный армейский дружок героя и хозяин ночных ларьков (оба, разумеется, будут расстреляны в машине). Продажный тележурналист и работяга-оператор (этот, конечно, погибнет в Чечне). Бездарный «мажор» из Консерватории и хваткая провинциальная певичка, делающая карьеру, как вы уже догадались, совсем не за счет голоса. Отмороженный урка и интеллигент-бессребреник. Директор телеканала («Фамусов» — о, тут тонкая цитатность!) и его дочки-нимфоманки. Положительно прекрасный предприниматель, вынужденный эмигрировать? Но, впрочем, хватит. 

Фальшивку тут выдает не только набор картонных персонажей, бойко смонтированных с таким же картонным главным героем, но и отсутствие у автора элементарного языкового чутья. Курчаткинский лексикон состоит из затертых литературных красивостей, неуклюже присыпанных словесным мусором 1990-х: «стрелка», «счетчик», «групповуха». Я в курсе того, что такое художественная условность, но 1990-е — слишком недавняя эпоха, чтобы не замечать, как неуклюже 60-летний литератор пытается залезть в пиджак своего молодого героя и какое некрасивое вранье из этого выходит. 

Постановка Брусникиной это вранье как будто специально усугубляет, делает еще более пафосным и натужным. Вообще-то спектакль, сыгранный в жанре «театрального ток-шоу», не стоит разговора: если сцена превращается в подобие телестудии, это верный знак крайнего режиссерского бессилия, — и пожалуйста, не надо оправдываться сюжетом.

После этого все прочее уже неудивительно. И то, что постановщик не понимает, как режут слух курчаткинские литературные конструкции, будучи разложены по ролям и зачитаны хоть от первого, хоть от третьего лица. И то, что что все актрисы используют такие безобразные интонации, точно их задача — карикатурно изобразить привокзальных шлюх (впрочем, сам Курчаткин, видимо, относится к женщинам с какой-то трудно объяснимой брезгливостью).

Странно вот что: на сцене довольно много приятных молодых лиц, видно, что актеры стараются и, может быть, даже искренне верят, что играют спектакль о своем поколении. Но когда на все это смотришь, ощущение такое, будто провел вечер в очень неприятной компании перед телевизором, где по всем каналам показывают некий бесконечный концерт российской эстрады, который одновременно и сериал, ну, и ток-шоу тоже. И будто пил при этом фальшивый спирт «Рояль» — помните этот дивный нектар 90-х? А то как же.
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005