Разговаривать не надо, приседайте до упаду…

Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
11 апреля в Театре имени Моссовета состоялась очередная церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая Маска». Впрочем, простите, «церемониться» с публикой и номинантами никто не собирался. Уже на пригласительных билетах официальное определение было заменено на «спортивно-оздоровительное мероприятие», а приглашенным рекомендовалось отказаться от вечерних туалетов и облачиться в спортивные костюмы. Между прочим, некоторые и впрямь последовали совету, как, например, артист-номинант Валерий Баринов или учредитель ассоциации «Золотая Маска» Эдуард Бояков, и смотрелись притом весьма экзотично. Другие набросили на плечи подаренные шарфы с логотипом спортклуба ЦСКА. Большинство же, по остроумному выражению главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, предпочло цивильный «костюм шахматиста».

Еще на подходе к театру группки молодых людей, заметно продрогших, с дежурным энтузиазмом размахивали спортивными и «масочными» флагами, скандируя что-то невнятное. Сад «Аквариум» встречал публику бодрыми ритмами спортивных маршей, а в фойе стильно экипированная девушка усердно крутила педали велотренажера. Этим доцеремониальная спортивная тематика и ограничилась, она не слишком напрягла съезжавшихся коллег-театралов и любопытствующих, которые предпочитали традиционный вариант общения — пожатия рук, объятия, поцелуи, радостные возгласы и прочие атрибуты редких встреч.

Эффект омоложения, с которым у многих дам ассоциируется слово «маска», на финал Национального фестиваля был изначально запрограммирован. Хотя бы тем, что в качестве режиссера итогового «спортивно-оздоровительного мероприятия» выступила молодая Нина Чусова. Правда, еще во время отсмотра представленных спектаклей почему-то назойливо вспоминался мрачный ритуал «похорон театра», некогда предложенный режиссером Владимиром Мирзоевым как заключительный церемониальный аккорд очередной «Маски». Понятное дело, что «девочка-праздник» Нина Чусова к подобным настроениям не склонна. Но мотивы принудительного оздоровления стремительно дряхлеющего искусства сцены тем не менее доминировали. Хотя в отдельных случаях не помешало бы подумать о реанимации. В качестве средства избрали не поверхностные, косметические процедуры, но радикальную спортивную нагрузку. Спорт — игра и театр — игра, значит, стоит объединить усилия. 

Сцену тут же задекорировали фрагментами разноцветных спортивных трибун (художники Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов), спустили сверху гимнастов-акробатов, красиво расставили загорелых почитателей бодибилдинга, запустили девушек на велосипедах. В ложах и на ярусах разместили группы поддержки. И, наконец, после третьего свистка началось собственно действо. В спортивном костюме и с баскетбольным мячом в руках на сцену вышел Эдуард Бояков и пригласил для символического вбрасывания мяча Михаила Швыдкого. Корзины, правда, не оказалось, потому и мяч не менее символично улетел неведомо куда. Союз театра и спорта сконцентрировался в тандеме ведущих: актрисы Инги Оболдиной и спортивного комментатора Василия Уткина. Да и конкретные «Маски» в отдельных номинациях вручались аналогичными парами: Лев Додин и Ирина Роднина, Ингеборга Дапкунайте и Владислав Третьяк… Даже традиционные конверты с именами победителей решили заменить открывающимися баскетбольными мячами. Впрочем, их тоже на всех не хватило, пришлось заменить мячи на коробки похожей расцветки.

«Золотая Маска» в области театра у нас премия главная, национальная и стабильная, судя по возрасту, перешагнувшему во второй десяток. Поневоле задумаешься и о некой гипотетической стабильности финальной церемонии, призванной явить миру лучшие достижения театрального года. Но, увы, итоговая акция едва ли каждой «Маски» становится жирной кляксой на в меру аккуратном сценическом письме и провоцирует журналистов на саркастические пассажи. Однако, если посмотреть с другой стороны, когда сам фестиваль худо-бедно демонстрирует лучшее, его финал — привычное, будничное, доминирующее. О расхлябанности, дурновкусии и дилетантизме современного отечественного театрального процесса не сказал только ленивый, вот его концентрат и можно было наблюдать на церемонии. 

Например, «повосторгаться» текстовыми перлами, предложенными Марией Медецкой и Анатолием Глазачевым. Как вам такая речевка от группы поддержки, предваряющая вручение Национальной премии в области драматического театра: «И кино, и домино перед драмою — г…»? Правда, последнее словечко было замаскировано дружным мычанием. «Не надо меня утончать», — хамил «полковник», явившийся закрывать едва начавшееся действо по противопожарным соображениям. «Он побежал куда-то прямо», — азартно кричала ведущая в адрес скрывшегося по тем же соображениям носителя «олимпийского огня», за которым с топотом понеслась группа марафонцев.

Вообще все эти режиссерские придумки казались абсолютно случайными и необязательными. Ну побегали марафонцы по театральным местам Москвы. Ну увязались за ними гигантский Заяц вкупе с доктором Чеховым, спрыгнувшим с пьедестала. Ну показали нам эти пробежки на мониторе. Какой в этом смысл? А выход на сцену за главной режиссерской «Маской» мифического «художественного руководителя Белгородского театра», заставивший наиболее впечатлительных членов жюри схватиться за сердце? А пошленький танец длинноногих красоток в буденновках и шинелях, которые они распахивали подобно стриптизершам?

И ведь ясно как день, что все собираются на финальную церемонию отнюдь не лицезреть тот или иной «антураж», но насладиться интригой театрального состязания, поаплодировать победителям (а порой и освистать их), посочувствовать проигравшим. И когда торжественно оглашали номинантов и потом вручали награды, вдруг действительно начинало казаться, что праздник настоящий и достижения не иллюзорны. А ведь совсем противоположные ощущения царили на самом фестивале. К чести жюри, оно грамотно сумело отделить зерна от плевел и определить достойных лауреатов. Впрочем, не стоит забывать, что они оказались лучшими лишь в представленном контексте, который (по крайней мере, в области драматического театра) был весьма далек от идеала.

Но свежеиспеченные лауреаты выглядели довольными и счастливыми и, поднимаясь на сцену, ритуально благодарили маму с папой, режиссеров и коллег, неведомую миру Верочку со второго яруса и собственную собаку. Лукаво грозили не приостанавливать поток шедевров и освободить стены театральных зданий под новые «Маски».

Искомое же омоложение как раз и наблюдалось не в вымученной церемонии, но в результатах фестиваля. Львиную долю «Масок» в опере и драматическом театре (в разных номинациях) собрали недавно перешагнувшие 30-летний рубеж режиссеры Дмитрий Черняков и Миндаугас Карбаускис, предлагающие реальное оздоровление театра. Добавьте сюда молодых по определению балетных танцовщиков Наталию Сологуб и Андрея Меркурьева, оперную певицу Ирину Макарову и драматическую актрису Ирину Пегову, кукольного режиссера Анну Викторову и режиссера Якутской драмы Сергея Потапова. Так что хотя бы по этим формальным приметам можно сказать, что постаревшие мэтры театрального цеха все-таки предъявили сцене своих наследников.
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005