ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Заглянуть на дно обрыва

Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Пожалуй, сегодня трудно найти более старомодного автора, чем Иван Александрович Гончаров. Его-то и в школе проходят по обязанности, навсегда запоминая добродушного Обломова, утопившего свой талант в лени и таким образом превратившегося в имя нарицательное. Осколки детской памяти проецируются на взрослую жизнь, и вот уже кажется, что ничего нового о героях Гончарова сказать нельзя, разве только с высоты технического прогресса посочувствовать их однообразной жизни, где все разговоры крутятся вокруг пирогов, сенокосов, охоты, приданого.

Тем не менее один из самых современных режиссеров Адольф Шапиро инсценирует роман Гончарова «Обрыв» и ставит ультрасовременный спектакль на сцене Чеховского МХТ. Почему? Что за потребность такая, неужели мало современных пьес? Пьес-то полным-полно, а вот такого художественного языка, как у Гончарова, нет, и потом это так увлекательно — перекинуть духовный мостик из XIХ века в ХХI. Ведь какие бы ни велись разговоры — в их основе всегда лежит понятие счастья, ну и, конечно, любви, верности, дружбы. Люди могут ошибаться, блуждать в потемках, каяться и грешить, но в конце концов приходят к Богу. Все это есть в романе Гончарова, где под «Обрывом» подразумевается пропасть, куда падает человек, обуреваемый страстью, обрывая все нити с разумными доводами и неподкупной логикой. Ну а теперь скажите, разве это не современная тема? Только тут нет пошлости и наглядной агитации в вопросах секса, уличного сленга и модного «вербатим», когда не поймешь, то ли ты в театре сидишь, то ли реалити-шоу наблюдаешь в заплеванном кабаре.

Будучи культурным режиссером, коих остается все меньше и меньше, Адольф Шапиро подобрал для своего спектакля удивительную актерскую команду, в которой первым номером идут Ольга Яковлева и Станислав Любшин. Увы, время бежит так быстро, что даже не верится, будто эфросовская Джульетта уже играет бабушку, а герой «Пяти вечеров» Станислав Любшин — грустного соседа Тита Нилыча, постоянно вздыхающего о своем здоровье… Эта пара являет образец не только истинной дружбы между мужчиной и женщиной, но и нечто большего. В течение всего спектакля вы пытаетесь разгадать, почему они порознь, почему властная бабушка так снисходительна к своему элегантному поклоннику, а он целые дни проводит с ее внучкой Марфенькой (Надежда Жарычева). Но тайны сердца имеют свой код, они часто зашифрованы, чтобы не вспугнуть молодых, у которых все впереди: и разочарования, и половодья чувств, и ошибки. Каждый должен пройти свой путь, как молодой помещик Райский, приехавший в имение писать роман, но так и не закончивший его, так как безответное чувство к Вере натыкается на что-то страшное, звериное, несопоставимое с ликом милой девушки. Оказывается, будущая эмансипе в исполнении Натальи Кудряшовой влюблена в лохматого нигилиста Волохова, отвергающего все и вся ради свободы. В обнаглевшем герое Артема Быстрова есть что-то от русского хиппи, оставляющего после себя выжженную пустыню. И тут впервые начинаешь задумываться: неужели любовь обязательно предполагает долг, ответственность?..

Для писателя ХIХ века это так же естественно, как сохранение девичьей чести до свадьбы. Иначе бы он позволил Вере убежать вместе с Волоховым. И все же Гончаров дает Вере упасть на дно обрыва, то есть удовлетворяет ее страсть к сильному самцу, но не дает ей покоя и не отдает Райскому, как тот ни изводит себя приступами ревности. Значит, автор наказывает героиню, а может, наоборот, ставит ее на ту высоту, до которой ни одному мужчине не дотянуться? Адольф Шапиро выбирает второе. И не только потому, что в ее окружении нет достойных мужчин, включая столичного франта Райского в изломанной пластике Анатолия Белого, но Вера выбрала путь самостоятельной женщины, решающей все за себя, а это тяжкий крест, который способны нести только сильные натуры. К тому же она прямое продолжение своей бабушки, не желающей идти на компромиссы, и потому несчастной в любви. Тит Нилыч — это всего лишь запоздалый подарок судьбы, и в ее зрелом возрасте смешить народ замужеством не собирается.

Вообще-то, у каждой семьи своя история, и здесь единых рецептов для ее сохранения нет. В представлении замечательного художника Сергея Бархина дом — это бесконечная череда ступенек, уходящих куда-то вверх, к яркому солнцу, сказочной луне, туда, где живет инфернальное счастье. Но это долгий путь, в то время как обрыв рядом, за фасадом дома. Он притягивает своей колдовской силой, манит обещаниями сладостных утех, да и идти вниз намного проще, чем подниматься вверх… В данном случае художественный образ выражает режиссерскую концепцию, связанную с этикой нашего общества: обрыв начинается там, где рвутся человеческие связи, основанные на добре, взаимопонимании и вере.
Пресса
Падший Мефистофель – «Мефисто» – МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 6.06.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000
Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева