ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Лучше — только любовь

Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Премьерой спектакля «Кабала святош» открылся 104-й сезон во МХАТе им. Чехова. Третья постановка этой пьесы Булгакова во МХАТе войдет в историю театра как одна из самых долгожданных.

Премьера спектакля была объявлена еще в апреле, но фактически состоялась только 9 сентября. Билеты были раскуплены еще по весне. Критики то и дело срывались в фальстарте, но их ставили на место. Олег Табаков еще до выхода спектакля без ложных суеверий заявлял информационному спонсору театра: «Театр потянут четыре паровоза: «Амадей», «№ 13», «Кабала святош» и «Антигона» — четыре спектакля, дающие двенадцать аншлагов в месяц».

Здесь необходимы пояснения: «Амадей» с Олегом Табаковым уже девятнадцатый сезон собирает полный зал, за билетами на спектакль Владимира Машкова «№ 13» — премьеру прошлого сезона — устраивается чуть ли не аукцион перед входом; «Антигона» с Мариной Зудиной и Отаром Мегвинетухуцеси в постановке Темура Чхеидзе выйдет в конце сентября; о «Кабале святош» речь пойдет отдельно.

Пьесу в Художественном театре в первый раз поставили в 1936-м и сыграли всего семь раз — после разгромной статьи в «Правде» спектакль закрыли. В 1988-м в спектакле Адольфа Шапиро Мольера играл Олег Ефремов, Людовика — Иннокентий Смоктуновский, в роли слуги Мольера Бутона выступал Олег Табаков. Двенадцать лет спустя Адольф Шапиро вновь обращается к «Кабале святош» — на сей раз с художником Юрием Хариковым и композитором Эдуардом Артемьевым. Теперь Табаков играет Мольера, а Бутона — Александр Семчев. Личность Мольера в новой постановке тоже переосмыслена. По словам режиссера, тот спектакль (88-го года) был о художнике, уставшем бороться с миром. Этот — «о художнике, борющемся со временем и с жизненной предначертанностью». По моим личным наблюдениям, усталость — понятие очень конкретное и знакомое каждому; борьба со временем — нечто пафосное и символическое, доступное избранным. Сверхзадача оказалась туманна, а присутствие режиссера в спектакле эфемерно, как и провозглашенная им борьба со временем с помощью театра. Потому определять центральную идею новой «Кабалы» — задача бесконечная, как число «пи», и распадающаяся на множество частных отдельных эпизодов, мизансцен, фраз, реплик и даже взглядов.

Выхватывается впечатляющая сцена тайного собрания «Кабалы священного писания»… Лукавинка в глазах Мольера — Олега Табакова — пышущего добротой и благополучием и совершенно преображающегося к тому времени, когда настанет час сказать: «У меня больное сердце, и жена меня бросила». Реальная угроза убийства на этом фоне — мелкая неприятность, незначительный факт биографии…

Королевский колорит Андрея Ильина — Людовика… Бледность Бориса Плотникова — архиепископа… Исповедальность Ольги Яковлевой — Мадлены…

Но чтобы все сложилось в единой целое, приходится подключать воображение: как замечательно, возможно, будет потом, когда все разыграются и освоятся со своими миссиями. Однако на каждой программке ведь не напишешь, что спектакль трудно рождался, что Ольга Яковлева, спасая ситуацию, экстренно ввелась на роль за несколько дней до премьеры, что заболел Виктор Гвоздицкий, отказалась от роли Наталья Гундарева. И что вкупе получилась не трагедия личности космического масштаба — частная история одного очень доброго влюбленного человека, с сильно смещенным акцентом — от темы художник и власть к проблеме личной жизни и частного великодушия, посмотреть которую сегодня не повод для художественного события, а вопрос престижа. По нынешним временам — фактор более существенный для кассовых сборов, чем страсть к эстетическим потрясениям. А их, возможно, предстоит немало — после двадцатого названия в ближайших планах кажется, что они рассчитаны как минимум на десятилетие. Откроется новая сцена на 130 мест, на создание которой ушло 20 привлеченных Табаковым внебюджетных миллионов. «Планов громадье» и размах свершений Олега Табакова впечатляет больше, чем спектакль «Кабала святош» Адольфа Шапиро во МХАТе. Впрочем, как говорил сам Олег Табаков на сборе труппы: «Я тут не для того, чтобы играть. Я здесь, чтобы жизнь завертелась. А репетиции — замечательное занятие. Лучше этого только любовь».
Пресса
Падший Мефистофель – «Мефисто» – МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 6.06.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000
Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева